Карельский перешеек
Новости
 
История
 
Зимняя война
 
Церкви
 
Могилы
 
Ссылки
 
Карты
 
Интересные места

Форум
 

Библиотека. Непокоренный Ленинград

          



У Кировского завода под аркой виадука через проспект Стачек больше не было контрольно-пропускного пункта{631}. Никто не проверял здесь документов. Фронт ушел на запад. На предприятиях отменили казарменное положение, и рабочие перебирались из заводских общежитий на свои городские квартиры. На центральных улицах девушки-бойцы МПВО разбирали дощатые [362] ящики с песком и опилками, закрывавшие витрины магазинов.
Быстро налаживалось железнодорожное сообщение со страной. Еще до снятия блокады ленинградцы начали готовиться к восстановлению железных дорог. Одних только рельсов они заготовили около тысячи километров. Когда войска Ленинградского фронта перешли в решительное наступление, следом за ними двинулись отряды восстановителей. Отступая, враг разрушал железнодорожное полотно, взрывал мосты, станционные сооружения, уничтожал линии связи.
Все, что он не успевал разрушить и сжечь, было заминировано. Работы приходилось начинать с разминирования. Освобождение оккупированных территорий происходило стремительно, саперных подразделений не хватало. В выполнении этой опасной работы пришлось принять участие отрядам ленинградской МПВО, состоявшей большей частью из девушек. Они успешно справлялись с этим ответственным и опасным заданием, показывали образцы стойкости и самоотвержения. Группа девушек-бойцов МПВО Свердловского района, работая на участке Тосно — Саблино, обнаружила, извлекла и обезвредила 26 фугасных «колодцев» со 148 стокилограммовыми ящиками взрывчатки, 14 стокилограммовых авиабомб и 323 минных колодца. Они нашли и обезвредили 1.5 тыс. мин различных систем и 152 фугасные авиабомбы со специальными минными взрывателями. И это только небольшая группа на одном участке дороги! Вот как вспоминал об этой работе девушек начальник штаба МПВО Свердловского района капитан М. Г. Александров:
«Все внимание сосредоточено на дороге: каждая палочка, кусочек шнура или провода не остается без внимания... Отступая, враг заминировал все полотно железной дороги... Зияют ямы, в которых скрыты ящики со взрывчаткой. От ямы к яме извивается голубой змейкой детонирующий шнур»{632}.
На дне [363] минных колодцев засыпанные смерзшейся землей и снегом мины и авиабомбы. Стынущими, негнущимися на морозе пальцами бойцы сантиметр за сантиметром распутывали шнуры, добираясь до взрывателей. Неосторожное движение одеревеневших рук грозило смертью. Но все знали, что от их ловкости и быстроты зависит начало работ по восстановлению железнодорожной магистрали, нужной войскам и Ленинграду. И люди работали, не замечая усталости, подбадривая друг друга. Окончив разминирование, бойцы МПВО убирали с полотна подбитые танки, засыпали воронки и рвы, носили рельсы{633}.
В течение трех месяцев были ликвидированы основные, наиболее тяжелые разрушения, отремонтировано около 200 мостов, 600 км железнодорожного пути{634}. К середине апреля 1944 г. были восстановлены железнодорожные пути на десяти направлениях, в первую очередь важнейшее — направление на Москву. 20 марта 1944 г. возобновились регулярные рейсы курьерского поезда «Красная стрела» Ленинград — Москва. Для ленинградцев это событие имело особенное значение. Прошло более тысячи дней с момента ухода из Ленинграда последней «стрелы». Это были дни тяжелой борьбы и лишений. И вот теперь прямой путь на Москву свободен. Первый рейс был доверен лучшим работникам Октябрьской железной дороги — знатному машинисту П. И. Волосюку и начальнику поезда Герою Социалистического Труда М. Г. Кардашу{635}. Восстановление нормального железнодорожного сообщения со страной как бы символизировало начало нового этапа в жизни Ленинграда.
Ленинград освободился от вражеской блокады, но не вышел из борьбы. Напротив, именно теперь появилась возможность наиболее полно использовать ленинградскую промышленность [364] Центральный Комитет партии и Советское правительство придавали большое значение восстановлению Ленинграда. 29 марта 1944 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 г.». Постановление предусматривало восстановление Ленинграда как крупного промышленного центра страны. На первый план при этом выдвигалось энергетическое хозяйство, малая металлургия, турбостроение, электропромышленность, станкостроение, приборостроение и промышленность строительных материалов. В течение года объем производства ленинградской промышленности должен был значительно возрасти по сравнению с 1943 г. и составить четвертую часть довоенного{636}.
В условиях продолжавшейся войны постановление определяло задачи только на 1944 г. Несмотря на все экономические трудности, на восстановление города на Неве было ассигновано 790 млн. руб.{637} Учитывая потребность Ленинграда в промышленных кадрах, ГКО разрешил въехать в город 30 тыс. производственных рабочих Ремесленным и железнодорожным училищам и школам фабрично-заводского обучения было разрешено произвести набор 18 тыс. человек из сельской молодежи тринадцати областей РСФСР{638}.
Была оказана помощь Ленинграду и новой техникой. Только предприятия машиностроения получили в 1944 г. более 500 единиц нового оборудования{639}
11 апреля 1944 г. в Ленинграде открылся первый за годы войны пленум Городского комитета партии. С докладом выступил А. А. Жданов. В прениях по докладу выступали секретари райкомов [365] партии, председатели исполкомов районных советов, директора крупнейших промышленных предприятий города. Пленум подвел итоги героической борьбе ленинградских трудящихся с немецко-фашистскими захватчиками и всесторонне обсудил постановление Государственного Комитета Обороны о первоочередных мерах по восстановлению Ленинграда. Через несколько дней в Смольном состоялось общегородское собрание партийного актива, в районах и на предприятиях прошли партийные собрания. Коммунисты готовились возглавить движение за восстановление разрушенного. Первыми на призыв партии откликнулись кировцы. 10 апреля группа старейших рабочих завода — А. Л. Матвеев, И. Е. Блинов, Н. В. Кукушкин, М. В. Хомутов, А. С. Никифоров и другие — обратилась к коллективу своего предприятия с призывом отработать по 20 час. в месяц на восстановлении завода. Хотя рабочий день длился 10-11 час. и близилась весенняя огородная кампания, которая должна была занять все остававшееся от работы свободное время, призыв ветеранов труда был сразу подхвачен. На второй день после опубликования письма в заводской многотиражке коллективы двух цехов Кировского завода взяли на себя обязательства по восстановлению производственных помещений и оборудования. В течение нескольких последующих дней создались десятки добровольческих бригад восстановителей и ремонтников. Уже в апреле рабочие инструментального цеха Кировского завода подготовили два пролета к монтажу оборудования, на термическом участке установили электрическую печь, капитально отремонтировали несколько станков. Коллектив паросилового цеха восстановил и пустил в эксплуатацию турбокомпрессор.
Одновременно в ряде домохозяйств Выборгского, Октябрьского и Приморского районов были взяты обязательства о восстановлении своими силами разрушенных жилых домов. Апрельский пленум Городского комитета партии призвал ленинградцев поддержать зародившееся движение. [366]
Во второй половине апреля волна собраний и митингов, посвященных восстановлению Ленинграда, прокатилась по всем предприятиям города. В ряде случаев рабочие предлагали отрабатывать на восстановлении не 20, а 25 и даже 30 час. в месяц. Повсюду создавались бригады восстановителей, в социалистические договоры о соревновании вносились пункты с обязательством восстановить и отремонтировать определенное количество производственных площадей или оборудования. В апреле начались восстановительные работы на Ижорском заводе, где рабочие своими силами ремонтировали мартеновский и сталепрокатный, фактически заново строили кузнечный и чугунолитейный цехи. В конце июня 1944 г. основные работы по восстановлению первой мартеновской печи завода были окончены, и после 33-месячного перерыва Ижорский завод дал первую плавку стали. Восстановление второй мартеновской печи взяли на себя молодежно-комсомольские бригады завода{640}. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177

© 2001-2002 "Karelkurs"
© 2001-2002  Дизайн: Курилов Сергей
Последнее обновление: 17-03-2002

Hosted by uCoz