Карельский перешеек
Новости
 
История
 
Зимняя война
 
Церкви
 
Могилы
 
Ссылки
 
Карты
 
Интересные места

Форум
 

Библиотека. Непокоренный Ленинград

          



После окончания войны главной задачей партийных и советских органов в области городскою хозяйства становилась забота об улучшении материального положения, культурно-бытового обслуживания и жилищных условий трудящихся Ленинграда.
Переход к мирному производству сопровождался неизбежными трудностями. Особенно сказывались они на крупных предприятиях. Если на заводах оборонной промышленности в области производительности труда были достигнуты несомненные успехи, то на предприятиях, находившихся в процессе восстановления и перехода к выпуску мирной продукции, выработка на одного рабочего упала по сравнению с довоенным уровнем, возрастал процент бракованных изделий. Большинство заводов среднего машиностроения и станкостроения и шесть заводов тяжелого машиностроения работали в первом полугодии нерентабельно. К концу 1945 г. валовая продукция ленинградской промышленности составила лишь 32% довоенного уровня{701}. Предстояло еще многое сделать, чтобы ликвидировать тяжелые последствия войны. Правда, первые шаги в этом направлении были сделаны. Уже в 1945 г. ленинградские предприятия выполняли заказы важнейших отраслей народного хозяйства страны. Невский машиностроительный завод им. В. И. Ленина стал основной базой оснащения предприятий черной металлургии [399] турбомашинами различного типа. Завод им. Карла Маркса освоил новый, более совершенный тип ватеров. На заводе им. И. Е. Егорова разработали образец цельнометаллического комфортабельного железнодорожного пассажирского вагона{702}. К началу 1946 г. более тридцати заводов изготовляли высокоточные приборы и аппаратуру. Ленинградские приборостроители освоили производство спектрографов, универсально-измерительных микроскопов{703}. Увеличилось производство металлорежущего оборудования. Ленинградские предприятия вновь стали выпускать сложные станки, лучшие из которых были дипломированы на Всесоюзной выставке станкостроителей в Москве{704}.
Успехи были достигнуты и в других отраслях промышленности. К началу 1946 г., после ввода в эксплуатацию всех мартеновских печей на заводе «Большевик», Кировском, им. В. И. Ленина и прокатных станов других крупнейших предприятий, было в основном завершено восстановление металлургического оборудования Ленинграда. Производство генераторов к гидравлическим турбинам достигло по мощности почти половины довоенного уровня, а по числу рентгеновских установок уровень 1940 г. был даже превзойден{705}. Но это были лишь первые успехи. Валовая продукция машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности составила к концу 1945 г. лишь 33% довоенного уровня. Ленинградской промышленности требовалось новое оборудование (взамен того, что было вывезено во время эвакуации) и квалифицированные кадры. Правительство разрешило оставлять часть производимого в Ленинграде оборудования для местных предприятий. Кроме того, промышленный арсенал города стал пополняться за счет импортного и отечественного оборудования. К середине декабря 1945 г. [400] в Ленинград было завезено 3642 единицы всевозможных механизмов, в том числе 2829 металлорежущих станков{706}. Улучшилось положение с кузнечно-прессовым оборудованием. Сложнее обстояло дело с восстановлением высококвалифицированных промышленных кадров. Их в значительной части предстояло создавать заново.
Большие и сложные задачи надо было решить и городскому хозяйству Ленинграда. Реэвакуация населения и возрождение промышленности опережали темпы восстановления городского хозяйства. В 1945 г. в город прибыло около 600 тыс. человек. К сентябрю население Ленинграда составило 1 млн. 240 тыс. человек, а с учетом Кронштадта, Колпино, Петродворца и Пушкина — 1 млн. 290 тыс. человек{707}. Уровень обеспечения населения жильем снизился, а начавшаяся демобилизация армии еще больше обостряла жилищную проблему. Городской транспорт не справлялся с перевозкой быстро растущего населения. Длинные очереди стали возникать около бань, парикмахерских, магазинов, кинотеатров.
Почти все здания Ленинграда требовали в той или иной степени ремонта. Из общей площади городской кровли (8 млн. 650 тыс. кв. м) 50-60% нуждалось в капитальном ремонте или сплошной замене. Для выполнения такого объема работ в течение одного года потребовалось бы свыше 3 тыс. квалифицированных кровельщиков, свыше 1 тыс. т олифы. Стоимость работ превышала 50 млн. руб.{708} Одних только водосточных труб (от состояния которых зависели фасады и стены зданий), подлежащих замене, требовалось 641 км — длина, равная расстоянию от пригородов Ленинграда до пригородов Москвы{709}. Не лучше обстояло дело с перекрытиями и полами в жилых домах. Предстояло заменить 700 тыс. кв. м дощатых и 400 тыс. кв. м паркетных полов, что стоило около 58 млн. руб. и [401] требовало большого количества качественной древесины. Одних только стекол для ремонта квартир в городе требовалось около 2 млн. кв. м (что стоило более 40 млн. руб.){710}.
Своеобразным резервом жилья оставались 860 тыс. кв. м разрушенных квартир (более 50 тыс. комнат), но этот «резерв» требовал больших капитальных работ{711}. Характер восстановительных работ значительно усложнился. Если в 1944 г. предпочтение отдавалось восстановлению частично пострадавших зданий, которые могли быть быстро приведены в порядок с небольшими затратами усилий и средств, то в 1945 г. основным видом работ стало капитальное восстановление, сложное, трудоемкое, требовавшее больших капиталовложений и квалифицированных кадров строителей.
С конца 1944 г. в ходе восстановления Ленинграда стали проводиться работы по перепланировке и улучшению магистралей, площадей и набережных. Назрела необходимость координировать строительные работы с принятым до войны генеральным проектом реконструкции города. 30 мая 1945 г. Бюро Городского комитета партии вынесло постановление о внесении корректив в генеральный план развития Ленинграда. Проект, подготовленный Управлением по делам архитектуры, сохранял основные направления застройки Ленинграда, но проектные границы города несколько уменьшались в связи с полным разрушением городов Урицка и Стрельны и большими разрушениями в самом городе. В результате бомбежек, обстрелов, пожаров и разборки деревянных строений изменился облик Кировского, Володарского, Московского, Выборгского и Приморского районов. На территории города освободились значительные площади для застройки, появилась возможность вести работы по перепланировке и благоустройству. Проект плана предусматривал прокладку новых улиц и магистралей, [402] улучшающих работу транспорта, создание новых парков и системы городских скверов, новых архитектурных ансамблей, реставрацию памятников архитектуры в городе и воссоздание дворцово-парковых ансамблей всемирно-известных пригородов Ленинграда — Пушкина, Павловска, Петродворца, Гатчины и Стрельны{712}.
Наиболее значительными из градостроительных мероприятий, намеченных проектом, были реконструкция Финляндского вокзала и прилетающей к нему площади Ленина, преобразование района Большеохтинского моста, реконструкция Суворовского и Международного проспектов, района бывшего Клинского рынка, района ипподрома, Большого проспекта Васильевского острова, площади Искусств и района Инженерного замка, завершение реконструкции Сенной и Обуховской площадей{713}.
Проект был обсужден с участием ленинградской общественности. В июне — июле на предприятиях и районных собраниях заслушивались доклады о генеральном плане развития города. Ленинградцы с большим вниманием отнеслись к обсуждению проекта. Участники собраний высказывали много замечаний и дельных советов по вопросам жилищного строительства, работы транспорта, озеленения и оздоровления промышленных районов города. По жилищному строительству основные предложения сводились к тому, чтобы усилить темп восстановления и строительства нового жилья. Все сходились на том, что следует отказаться от восстановления полностью разрушенных домов в густо застроенных кварталах; подвальные помещения оборудовать только для общественных нужд и не допускать восстановления в них жилых помещений; там, где это технически было возможным, предлагалось не восстанавливать коммунальные квартиры, перестраивая их на малометражные, рассчитанные на одну семью. Ряд замечаний [403] был высказан по вопросам организации и улучшения сети предприятий бытового обслуживания, организации очистки города и благоустройства районов. Много внимания было уделено вопросам озеленения центральных районов и очищения воздушного бассейна города от копоти. Всех волновала проблема городского транспорта. Общее мнение сводилось к необходимости возобновления строительства метрополитена, высказывались предложения о наиболее рациональном размещении его станций. Участники обсуждения предлагали газифицировать промышленные предприятия, находившиеся в центре города, электрифицировать пригородные железные дороги{714}.
Пожелания трудящихся были собраны и изучены работниками Ленплана и Управления по делам архитектуры, некоторые были учтены в ходе восстановительных работ и в годы последующих послевоенных пятилеток. Ранее других осуществилось пожелание о газификации города. Уже летом 1945 г. Советское правительство приняло постановление о восстановлении и развитии сланцевой промышленности Эстонской ССР и Ленинградской области и обеспечении Ленинграда газом. На 1945-1949 гг. планировалось строительство и ввод в эксплуатацию двух сланцевых заводов в Эстонии и одного в Ленинградской области. Газификация предполагала коренное улучшение бытового обслуживания населения и очищение воздушного бассейна города в связи с переводом ряда предприятий на газ. С другой стороны, она позволяла сократить завоз древесины на топливо, что имело большое значение для высвобождения железнодорожного транспорта. Ведь довоенное потребление древесины на топливо составляло в Ленинграде около 5 млн. куб. м в год. Сотни тысяч железнодорожных вагонов были заняты перевозкой дров из соседних республик. Освобождение транспорта хотя бы от части этих грузов значительно облегчало проблему перевозок сырья и материалов для ленинградской [404] промышленности. Уже в ближайшие послевоенные годы газ должен был заменить миллионы кубометров дров, тысячи тонн керосина и мазута.
Ленинградские трудящиеся приняли активное участие в создании всего комплекса предприятий сланцевой промышленности. Ижорский завод и «Трубосталь» приступили к изготовлению труб для газопровода. Был создан трест «Ленгазоаппаратура», предприятия которого должны были обеспечить население города газовыми приборами.
В условиях перехода к мирному строительству ленинградцы встретили весть о капитуляции империалистической Японии 2 сентября 1945 г. Волна митингов пронеслась в этот радостный день по городу. В резолюции, которую приняли трудящиеся Кировского завода, говорилось: ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177

© 2001-2002 "Karelkurs"
© 2001-2002  Дизайн: Курилов Сергей
Последнее обновление: 17-03-2002

Hosted by uCoz