Карельский перешеек
Новости
 
История
 
Зимняя война
 
Церкви
 
Могилы
 
Ссылки
 
Карты
 
Интересные места

Форум
 

Библиотека. Непокоренный Ленинград

          



Благодаря постоянному вниманию и поддержке ЦК Коммунистической партии, Советского правительства, энергичным действиям руководства [232] обороной Ленинграда и героизму работников Ладожской трассы массовая эвакуация населения из города-фронта была завершена. За время войны и блокады из Ленинграда в организованном порядке выехало около 1.5 млн. человек{396}. История не знает подобных примеров эвакуации населения из осажденного города. К началу 1943 г. в Ленинграде проживало всего 637 тыс. граждан{397}.
Одновременно с эвакуацией ленинградцев из города вывозилось промышленное оборудование. В глубь страны было вывезено свыше 70 тыс. единиц наиболее ценного оборудования. В Ленинграде оставлялось лишь ограниченное число действующих фабрик и заводов, обеспеченных рабочей силой, электроэнергией, топливом и сырьем. Остальные переводились на консервацию или направлялись в тыл, где они продолжали свою производственную деятельность. Из 333 ленинградских предприятий союзного и республиканского подчинения за годы блокады было эвакуировано полностью 133, а также примерно три четверти всего промышленного оборудования Ленинграда.
Но еще большим потоком шли грузы в осажденный город. За время летне-осенней навигации 1942 г. Ленинград получил с Большой земли свыше 700 тыс. т различных грузов, из которых половина приходилась на долю продовольствия. На 1 октября 1942 г. в Ленинграде имелось более 55 тыс. т муки и около 12 тыс. т крупы и много других видов продуктов, что превышало запасы города к началу войны. Если учесть, что население к этому времени уменьшилось в 4-5 раз, го обеспеченность города-фронта продовольствием станет очевидной. Во всех городских секторах обороны были созданы неприкосновенные запасы продовольствия для войск внутренней [233] обороны, вооруженных рабочих отрядов, частей МПВО и населения на случай ведения уличных боев. В Кронштадте, Ораниенбауме и на островах Финского залива хранились четырехмесячные продовольственные запасы для снабжения войск Краснознаменной Балтики, Приморской оперативной группы и населения этих городов. К началу второй блокадной зимы защитники Ленинграда были гарантированы, таким образом, от угрозы голода.
Большое место в перевозках Ладожской флотилии занимала доставка в Ленинград топлива: только одного угля было завезено почти 110 тыс. т. Жидкое горючее доставлялось по Ладоге наливными судами и прямо в цистернах. Однако это не решало проблемы снабжения топливом города и фронта, которым требовались ежедневно сотни тонн бензина, керосина, нефти, мазута.
Еще весной 1942 г. у группы ленинградских специалистов возникла мысль проложить по дну Ладожского озера трубопровод, который обеспечил бы город горючим. Это предложение было рассмотрено Военным советом Ленинградского фронта. 25 апреля 1942 г. Государственный Комитет Обороны одобрил детально разработанный план строительства трубопровода и принял решение о его немедленной постройке. Прокладка трубопровода велась в сложнейших условиях. К 16 июня 1942 г. героическими усилиями эпроновцев, воинских частей и рабочих сооружение нефтепровода было завершено; их руками было уложено почти 30 км труб, причем три четверти всей трассы пришлось прокладывать под водой Ладоги. 18 июня по трубопроводу поступил первый керосин. Неуязвимый для артиллерии и авиации, нефтепровод стал давать Ленинграду 300-350 т горючего в сутки, что позволило полностью удовлетворить нужды города в жидком топливе, а также освободить много цистерн, наливных судов и автомашин{398}. [234]
Помимо доставки в Ленинград продовольствия, топлива, дефицитного сырья, медикаментов и других грузов, через Ладогу было переправлено много вооружения и боеприпасов и 250 тыс. человек для пополнения войск Ленинградского фронта и Балтийского флота. Транспортировка грузов по Ладоге и эвакуация населения проходили с самого начала навигации в обстановке ожесточенных бомбардировок. В навигацию 1942 г. вражеская авиация совершила 120 дневных и 15 ночных налетов, в которых иногда участвовало от 80 до 130 самолетов{399}. Но сорвать перевозки по Ладоге немцам так и не удалось.
В результате героических усилий речников и железнодорожников во время навигации 1942 г. по Ладожскому озеру было перевезено в Ленинград и из Ленинграда более 1 млн. т грузов и 800 тыс. человек{400}. Успешное завершение перевозок по Ладожскому озеру явилось одним из важнейших мероприятий по превращению Ленинграда в неприступную крепость.
Ликвидация последствий голодной зимы, улучшение продовольственного и топливно-энергетического положения Ленинграда позволили заметно активизировать работу ленинградской промышленности, в первую очередь оборонной. Если в мае 1942 г. боеприпасами и вооружением снабжали Ленинградский фронт 50 предприятий, то в июне их количество возросло до 75. С нюня по сентябрь промышленность города сумела восстановить производство почти всех образцов военной техники, которые она производила в первые месяцы войны. К осени 1942 г. город-фронт выпускал автоматы, станковые и ручные пулеметы, пушки, танки, снаряды, мины и т. д. — всего около 100 видов боевой продукции. [235] Это была еще одна важная победа трудящихся героического Ленинграда.
Основное место в военной продукции ленинградских предприятий занимали боеприпасы, в которых Ленинградский фронт испытывал большую нужду. За 1942 г. они выпустили более 8 млн. артиллерийских снарядов, мин и бомб, причем часть боеприпасов, производимых в блокированном городе, шла за пределы Ленинградского фронта. В значительно меньших размерах велось производство вооружения. Восстановление этого сложного и трудоемкого производства проходило постепенно.
Работа промышленности на нужды обороны во многом зависела от того, насколько действующие предприятия будут обеспечены рабочей силой. После завершения эвакуации населения летом 1942 г. в городе-фронте предполагалось оставить 274 тыс. рабочих, инженерно-технических работников и служащих, из которых 117 тыс. должны были работать в оборонной промышленности, 29 тыс. — в легкой и текстильной, 25 тыс. — в пищевой, 44 тыс. — на предприятиях местной промышленности и т. д. Однако в результате эвакуации численность рабочих и служащих, занятых в хозяйстве Ленинграда, оказалась приблизительно на 50 тыс. человек меньше необходимой{401}. Поэтому для наиболее рационального распределения рабочей силы Городской комитет партии образовал; в июле 1942 г. специальную комиссию. По предложению комиссии были ликвидированы или временно законсервированы многие десятки различных учреждений, а тысячи освободившихся людей направлены на работу в промышленность. Комиссия периодически пересматривала списки действующих и законсервированных фабрик и заводов. Такое централизованное распределение рабочей силы помогло руководству обороной города успешно решать вставшие перед промышленностью задачи.
Одной из главнейших задач ленинградской [236] промышленности в 1942 г. являлось повышение производственной квалификации нового пополнения. Основную массу ленинградских рабочих (84%) составляли в этот период женщины, многие из которых пришли на производство впервые. Повышение их квалификации стало особенно настоятельным летом 1942 г., когда в связи с улучшением топливно-энергетического снабжения ленинградские предприятия смогли снова перейти к механизированному труду. Если весной 1942 г. основной формой подготовки кадров был метод индивидуально-бригадного обучения, то теперь широкое распространение получили стахановские школы, кружки техминимума.
Важную роль в повышении производительности труда сыграло участие ленинградских предприятий во всесоюзном социалистическом соревновании. Многие из них завоевали в 1942 г. переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, ВЦСПС и наркоматов. Коллектив завода им. Н. Г. Козицкого в течение четырех месяцев удерживал Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Среди получивших эту почетную награду были также Адмиралтейский и Балтийский заводы, фабрика им. А. И. Микояна и др. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177

© 2001-2002 "Karelkurs"
© 2001-2002  Дизайн: Курилов Сергей
Последнее обновление: 17-03-2002

Hosted by uCoz