Карельский перешеек
Новости
 
История
 
Зимняя война
 
Церкви
 
Могилы
 
Ссылки
 
Карты
 
Интересные места

Форум
 

Библиотека. Непокоренный Ленинград

          



Укрепляя обороноспособность города и тщательно готовясь к военной зиме 1943/44 г., ленинградцы [327] не оставляли мысли о скорейшем расширении капитального восстановления. Еще зимой 1942 г., в самое трудное время, архитекторы приступили к выполнению решения Горкома партии и Исполнительного комитета Городского Совета «Об обеспечении проектами и сметами восстановительных работ в городе Ленинграде». В течение 1942 и 1943 гг. проводились конкурсы на лучшие проекты восстановления разрушенных зданий и архитектурных ансамблей. К ноябрю 1942 г. были созданы проекты восстановления Гостиного двора, дома № 11 по улице Пестеля, дома № 4 по улице Гоголя, дома № 68 на Невском проспекте и т. д. Уже тогда наши архитекторы думали о том, как сделать Ленинград еще более красивым и благоустроенным. Ряд проектов предусматривал реконструкцию улиц и площадей. Именно тогда архитекторы подготовили проекты восстановления и реконструкции Международного (ныне Московского) и Суворовского проспектов, Мытнинской набережной и некоторых других центральных магистралей{583}.
Несмотря на то что враг все еще стоял под стенами города, велось восстановление зданий Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Смольного, Адмиралтейства, Ботанического института, Елагина дворца.
Все яснее становилась необходимость создания кадров высококвалифицированных мастеров архитектурно-отделочных работ, способных осуществить сложнейшие реставрационные работы. 25 августа Государственный Комитет Обороны принял решение об открытии в Ленинграде единственного в то время в стране учебного заведения по подготовке специалистов архитектурно-художественной отделки зданий. Осенью открылись Архитектурно-художественное училище Управления по делам архитектуры (с 1945 г. Высшее художественно-промышленное училище) и девятое художественное училище системы трудовых резервов. Начало занятий Архитектурно-художественного [328] училища было отмечено трагическим событием: артиллерийским снарядом были убиты семь учащихся и семь тяжело ранены. Но несмотря на все трудности, руководители училища архитекторы В. Д. Голли и И. А. Вакс, преподаватели В. А. Щербаков, Л. А. Дитрих, И. Д. Кондратьев, мастер И. П. Стрижов сумели организовать учебу 178 учащихся на отделениях живописи, мрамора, лепки и краснодеревных работ. С самого начала учебный процесс был связан с практической работой, и уже в 1943 г. учащиеся под руководством своих учителей осуществили полное восстановление живописи плафона в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова и реставрировали росписи потолков в здании Росси на Чернышевой площади{584}.
Большое внимание было уделено подготовке кадров строителей. В 1943 г. около 2 тыс. человек стали обучаться профессиям плотников, столяров, штукатуров, кровельщиков, маляров, сантехников, электротехников и рабочих-механиков. Подготовке строителей придавали такое значение, что, несмотря на острую нехватку рабочих на производстве, Исполком Ленгорсовета пошел даже на такую меру, как возвращение в ремонтно-строительные конторы квалифицированных строителей, занятых в промышленности не по специальности. Началось обучение строительным профессиям бойцов МПВО, которых также предполагалось привлечь к восстановительным работам{585}. Так, не ослабляя вооруженной борьбы, ленинградцы начали основательную подготовку к восстановлению родного города.
Активизировалась и вся жизнь осажденного города. После прорыва блокады заметно возросло число учащихся, посещавших школы. В 1943/44 учебном году в 124 действующих школах Ленинграда [329] обучалось свыше 36 тыс. ребят{586}. Осенью 1943 г. в Ленинграде была проведена городская конференция учителей. Преподаватели средней школы собрались в Большом зале Дворца пионеров, чтобы обсудить задачи, стоящие перед средней школой в новом учебном году. Район подвергся артиллерийскому обстрелу, но конференция но прерывалась{587}. Возобновили работу Дворец пионеров и районные дома пионеров и школьников. Большую помощь оказали ленинградцы школам в освобожденных районах области. Взяв шефство над отдельными районами (вооруженцы, швейники и обувщики — над Тихвинским, судостроители — над Лычковским и т. д.), трудящиеся города на Неве с лета начали собирать и осенью послали в одиннадцать районов учебники, литературу, учебные пособия и школьно-канцелярские принадлежности{588}. Заметно увеличилась сеть действующих средних специальных учебных заведений. Если зимой 1942/43 г. в нескольких техникумах обучалось в общей сложности 600 человек, то в 1943/44 учебном году в стенах 24 техникумов училось 4 тыс. человек{589}. В 1943 г. возобновили свою деятельность Механический, Индустриальный, Энергетический, Судостроительный техникумы. Кадры восстановителей для городского хозяйства стали готовить Техникум жилищного хозяйства и Строительный, Дорожно-механический и Трамвайно-троллейбусный.
Расширилась работа высших учебных заведений. В 1943/44 учебном году в Ленинграде действовало 13 вузов. Возобновили учебные занятия такие институты, как Политехнический, Кораблестроительный, Электротехнический им. В. И. Ульянова (Ленина), Химико-технологический им. Ленсовета. Большинство студентов этих вузов сочетали учебу с работой на производстве, [330] поэтому занятия проходили обычно по вечерам, 3-4 раза в неделю{590}.
Оживилась музыкально-театральная жизнь города. Созданные еще в 1942 г. из оставшихся в городе артистов оперная и балетная труппы составляли вместе всего 89 человек. Тем не менее им удалось поставить оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата» и балеты «Шопениана», «Эсмеральда» и «Конек-Горбунок». Трудности при этом возникали на каждом шагу. Здание театра им. С. М. Кирова только начинали восстанавливать, поэтому первые спектакли пришлось давать в помещении Театра комедии. 15 октября 1943 г. кировцы перебрались на сцену Малого оперного театра, еще не вернувшегося к тому времени из эвакуации. Не было дирижера, художников-декораторов, не хватало артистов. Известной балерине О. Г. Иордан приходилось совмещать обязанности художественного руководителя балета, балерины, репетитора, педагога, администратора и балетмейстера. Дирижировать оперными спектаклями стал К. И. Элиасберг — дирижер Ленинградской филармонии. Архитекторы И. И. Фомин и Б. Р. Рубаненко заменили театру художников, создав декорации к балету «Эсмеральда». Несколько артистов балета, мобилизованных в армию, находились в частях, расположенных в самом городе. По просьбе театра начальник Ленинградского гарнизона генерал Г. А. Степанов разрешил отпускать их на некоторые спектакли{591}.
В трудных условиях начинал работу в 1943 г. и Большой драматический театр им. М. Горького. Собственно сам театр находился в эвакуации в городе Кирове, а в Ленинград сразу после прорыва блокады приехала лишь гастрольная группа из 60 артистов. С первых дней им пришлось столкнуться с суровыми буднями осажденного города. Артистам самим пришлось наводить порядок в запущенном здании театра. Первыми [331] за уборку помещений взялись О. Г. Казино и В. Т. Кибардина. В. П. Полицеймако начал дежурства в качестве кочегара у топки котла парового отопления. Артшлам пришлось заменить и рабочих сцепы. Первый спектакль, которым 24 марта открылись гастроли, — давали «Давным-давно» А. К. Гладкова — не удалось закончить из-за воздушного налета и артиллерийского обстрела района. Невзирая на все трудности, гастрольная группа возобновила десять спектаклей. Радостно встреченные ленинградцами артисты пробыли и осажденном городе все лето, а в августе по их просьбе было принято решение о реэвакуации, и из Кирова вернулись все артисты театра{592}.
После успешной выставки в Москве (октябрь 1942 г.) активизировалась творческая деятельность ленинградских художников. В 1943 г. написаны картины «Уходят в леса» Я. С. Николаева, «Прорыв блокады» И. А. Серебряного, «Переправа через Неву» А. А. Казанцева, «Оборона Колпина» Т. И. Ксенофонтова. За год в Ленинграде было организовано 12 стационарных и 22 передвижных выставки в частях Ленинградского фронта{593}.
Ленинградцы, каждый на своем посту, своим трудом упорно готовили разгром немецко-фашистских войск, блокировавших город.
«В Ленинграде нет такой работы, — писала в эти дни «Ленинградская правда», — нет такого участка, который прямо или косвенно не был бы связан с обороной города»{594}.
Страна высоко оценила мужество защитников Ленинграда. 3 июня 1943 г. в городе началось торжественное вручение медали «За оборону Ленинграда», учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. Решением Исполнительного комитета Ленгорсовета в числе первых эту награду получили А. А. Жданов, А. А. Кузнецов, [332] генерал Л. А. Говоров, адмирал В. Ф. Трибуц, бригадир строительства оборонительных сооружений У. А. Григорьева, писатель Вс. Вишневский, профессора И. П. Виноградов, Ф. И. Машанский, народная артистка СССР В. А. Мичурина-Самойлова, начальник цеха военного завода А. Ф. Соколов и многие другие. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177

© 2001-2002 "Karelkurs"
© 2001-2002  Дизайн: Курилов Сергей
Последнее обновление: 17-03-2002
сколько кистей оставлять на винограде

Hosted by uCoz