Поможем вам купить диплом института в москве недорого.

Главный калибр Советского Союза 

В.Е Лукин
 
Русский военно-исторический журнал "НОВЫЙ ЧАСОВОЙ" № 8-9 1999 год
 
 
Семен Маркович Рейдман - руководитель испытаний 406-мм артустановки. В годы
войны главный инженер НИМАП. Фото 1944 года.          В июле 1998 г. исполнилось 120 лет знаменитому Ржевскому полигону (С-Петербург). За истекшие годы на полигоне были испытаны и отработаны практически все принятые на вооружение нашей армии и флота образцы артиллерийского, реактивного и стрелкового оружия, средств ближнего боя и боеприпасов к ним, а также ряд комплексов управления артогнем, средства артиллерийской и электронной разведки, топогеодезического и метерологического обеспечения, индивидуальной бронезащиты и экипировки.    

         Редакция "Нового Часового” поздравляет коллектив Ржевского полигона с прошедшим юбилеем и публикует материал начальника отдела полигона В. Е. Лукина.      

         В пятом номере “Нового Часового” за 1997 год была опубликована статья вице-адмирала в отставке Л. А. Коршунова, в которой он рассказал о проекте строитель­ства в конце 30-х годов самого мощного корабля Советского Союза с одноименным названием. В данной публикации речь пойдет о проектировании, изготовлении и испытании уникальной артустановки этого корабля.      

         После окончания Гражданской войны корабельная и береговая артиллерия нашего Военно-Морского Флота значительно отставала от соответствующей артиллерии ведущихкапиталистических государств. В то время работала целая плеяда талантливых конструкторов морских артиллерийских систем и организаторов их серийного производства: И. Иванов, М. Крупчатников, Б. Коробов, Д. Бриль, А. Флоренский и другие.

           Крупнейшим успехом советских конструкторов и артиллерийских заводов стало создание уникальной и сложнейшей 406-мм артиллерийской системы — прототипа пушек .главного калибра новых линкоров. В соответствии с новой программой в 1938 г. на стапелях судостроительных заводов заложили линейные корабли “Советский Союз” и “Совет­ская Украина”, в следующем — “Советскую Белоруссию” и в 1940 г. — “Советскую Россию”. Полное водоизмещение каждого из линкоров, воплотивших традиции отечественного кораблестроения и новейшие достижения науки и техники, составляло 65,1 тыс. т. (стандартное — 59,1 тыс. т.). Силовая установка 231 тыс. л. с. должна была обеспечивать им скорость 28 узлов.           

           Основное оружие линкоров — девять 406-мм орудий — размещалось в трех бронебашнях, две из которых находились в носовой части. Такое расположение главного калибра позволяло наилучшим образом направлять и концентрировать огонь “шестнадцатидюймовок”, выбрасывающих тысячекилограммовые снаряды на 45 км. В артиллерийское вооружение новых линкоров входили также двенадцать новых 152-мм орудий, восемь 100-мм универсальных пушек, а противо­воздушную оборону каждого корабля обеспечивали тридцать 37-мм зениток и восемь 12,7-мм пулеметов. Наведение артиллерии осуществлялось с помощью новейших даль­номеров, автоматических приборов управ­ления огнем и четырех гидросамолетов-корректировщиков, для запуска которых предусматривалась катапульта.

           Разработка тактико-технического задания (ТТЗ) на 406-мм башенную артустановку, наблюдение за проектированием и отработкой артустановки было возложено на Артиллерийский Научно-Исследовательский Морской Институт (А НИМИ) в Ленинграде. В 1936 г. ТТЗ на артустановку было разработано и утверждено. В этом же году предприятия промышленности ” НИИ приступили к проектированию мате­риальной части и боеприпасов. Проектирование и разработку рабочих чертежей по стволу орудия Б-37 с затвором осуществи­ло конструкторское бюро (КБ) завода “Большевик” под руководством главного конструктора Е. Г. Рудняка. Разработу конструкции канала орудия выполнил генерал-майор технических войск, доктор технических наук М. Я. Крупчатников, конструкцию затвора разрабатывали конструкторы Г. П. Волосатов, Б. Г. Лисичкин и К.М. Баронин.

          Изготовление орудия Б-37 с казенником и затвором поручалось заводу «Баррикады» в Сталинграде.          Проектирование и разработку рабочих чертежей по качающейся части, башни МК-И и станку МП-10 для испытаний на научно-испытательном морском артиллерийском полигоне (НИМАП) в Ленинграде выполнило КБ во главе с профессором Д. Е. Брилем. Вместе с ним работали конструкторы А. Г. Литвинчук, А. И. Устименко, Г. И. Анохин, В. Н. Седов и другие. Изготовление люльки с механизмами станка МП-10 было возложено на Новокраматорский машиностроительный завод им. И. В. Сталина. Проектирование и разработку рабочих чертежей бронебойных, фугасных и фугасно-практических снаря­дов для артустановки МК-1 выполняли ленинградские НИИ. Изготовление 406-мм бронебойных и фугасных снарядов осуществил завод “Большевик”, фугасно-практических — завод “Красный Профинтерн”. Взрыватели и пороха проектировались и изготавливались.Наркоматом боеприпасов.           

          Проектирование, изготовление и испытание орудия Б-37 являло собой классический пример создания сложного артиллерийского образца. На проектирование, изготовление и испытание 406-мм орудия Б-37, качающейся части МК-1 и полигонного станка МП-10 было затрачено 4 года.           

          Задание на проектирование порохов А НИМИ получил в конце 1937 г. В 1938 г. представили проекты расчета пороха и зарядов, которые в этом же году были рассмотрены и утверждены Артиллерийским Управлением (АУ) ВМФ. Заводы изготовили пороха и отправили их для испытаний на НИМАП уже в 1939 г.          

Орудийный расчет 406-мм артустановки НИМАПа. Фото 1942 года.

          Разработка ТТЗ, проектирование и разработка рабочих чертежей для артустановки МК-1 были осуществлены за два года с 1936 по 1938 гг. Начальник АУ ВМФ генерал-лейтенант береговой службы И. С. Мушнов в своем докладе 3 декабря 1940 г. привел такой пример: один комплект чертежей для 406-мм системы составил 30 тысяч ватманских листов. Если разложить их полосой в ширину ковровой дорожки, то она протянулась на 200 км.        

          Сама опытная артустановка была изготовлена меньше чем за год. 

          О создании новой мощной артиллерийской установки народный комиссар ВМФ флагман 2 ранга Н. Г. Кузнецов писал: “... за 1939 г. и начало 1940 г. изготовлена артиллерийская система МК-1 (406-мм) и приборы управления к ней. Выполнение этой работы является большим вкладом в дело создания мощного Военно-Морского Флота”.           

         6 июля 1940 г. были начаты ее полигонные испытания.         

        Состав комиссии для производства полигонных испытаний 406-мм орудия Б-37, качающейся части МК-1 к орудию, полигонного станка МП-10, порохов, зарядов, снарядов и взрывателей под председательством контр-адмирала И. И. Грена был назначен прикаом Народного Комиссара ВМФ вице-адмирала Н. Г. Кузнецова 0350 от 09.06.1940 г. Программа испытаний, разработанная А НИМИ ВМФ, была утверждена начальником АУ ГФ генерал-лейтенантом береговой службы И. С. Мушновым. Руководителем испытаний назначался старший инженер отдела испытаний НИМАП военинженер 2 ранга Семен Маркович Рейдман.       

         В процессе полигонных испытаний предстояло выяснить: 1) Тактико-технические характеристики (ТТХ) орудия, боеприпасов к нему, качающейся части, станка и установить их соответствие ТТЗ. 2) Пригодность орудия и боеприпасов к принятию на вооружение. 3) Мероприятия по устранению недостатков, выявленных в ходе испытаний. Устанавливался следующий порядок испытаний: 1) испытание порохов и зарядов; 2) испытания орудия и снарядов на прочность; 3) испытание снарядов на стойкость снаряжения; 4) испытания снарядов на кучность стрельбой по местности; 5) испытание снарядов на броненепробиваемость; б) испытание взрывателей; 7) испытание без стрельбы.         

         Общий объем испытаний определялся в 173 выстрела при ожидаемой живучести ствола 150 выстрелов.         

          Конструктивные характеристики ствола орудия Б-37 были следующие: длина ствола с казенником — 20 720 мм, наибольший диаметр по кожуху — 1280 мм, крутизна нареки — 30 калибров, нарезка двухпроцентная, глубина нареза — 12 мм, ширина нареза –20 мм,  объем зарядной каморы — 438,5 дм.                     Максимальная скорость отката при выстреле была 7м/с, длина отката орудия - 1460 мм. Противооткатные устройства состояли из четырех гидравлических тормозов отката-наката веретенного типа и двух пневматических накатников, которые располагались симметрично, два тормоза и накатник, сверху и снизу от орудия.          

406-мм орудие Современный вид.

          Баллистические характеристики орудия были следующие: начальная скорость полета снаряда при его весе 1105 кг — 830 м/с, дульная энергия — 38 800 т.м., максимальное давление пороховых газов в канале ствола — 3200 кг/см, максимальная дальность полета снаряда — 45,5 км. Вес качающейся части — 198 тонн, отношение дульной энергии к весу качающейся части — 196,5. Здесь для сравнения привожу характеристики 406 –мм орудий того времени некоторых зарубежных стран: 

           — английское 406/45 орудие: вес снаряда — 952 кг, начальная скорость полета снаряда — 900 м/с, дульная энергия — 39 000 т.м.; 

          --- японское 405/50 орудие: вес снаряда 993 кг, начальная скорость полета снаряда — 850 м/с, дульная энергия — 36 500 т.м.;       

         ---- германское (ВМФ) 406/50 орудие: вес снаряда — 960 кг, начальная скорость полета снаряда — 800 м/с, дульная энергия — 31 320 т.м.          

           Кучность по дальности стрельбы орудия характеризовалась отношением: Вд/х 1/300; где Вд — рассеивание снарядов, х — дальность стрельбы.         

           Снаряды к орудию имели коэффициент формы 1,12. Длина бронебойного снаряда составляла 1904 мм, фугасность — 25,5 кг или 2,3%. Длина фугасного снаряда составляла 2083 мм, фугасность 101 кг или 9,1%.            Бронебойный снаряд, по данным испытаниям, обеспечивал пробивание 406 мм брони борта на дальностях до 75 кбт; 203 мм брони палубы от 100 до 240 кбт; 330 мм брони борта до 130 кбт. 

          Орудие Б-37 имело поршневой затвор. 

          Заряжение картузное (снаряд и два полузаряда) с помощью цепного прибойника с электротехническим приводом в составе автоматического поста заряжания. 

          Скорострельность орудия составляла 2,6 выстрела в минуту. При компановке в башне МК-1 межорудийное расстояние составляло 2700 мм. Каждое орудие могло функционировать самостоятельно. Заряжались орудия на постоянном угле заряжания 6°. Механизмы наведения были электрогидравлические с универсальными регуляторами скорости типа “Дженни”. Наибольшая скорость наведения 60 %. Наводка башни и орудий могла производиться по данным центрального поста и автономно из поста командира башни. 

           Для обеспечения возможности испытаний орудий Б-37 морским полигоном были проведены большие подготовительные работы. На главной батарее НИМАП был построен мощный фундамент под основание полигонной установки МП-10, на которую накладывается качающаяся часть (КЧ) МК-1. Фундамент должен был выдерживать нагрузку  выстреле более 500 тонн, поэтому представлял собой значительное железобетонное сооружение. Новокраматорским машиностроительным заводом был построен и смонтирован на полигоне козловой кран грузоподъемностью 250 тонн. Проектирование, изготовление, перевозка и монтаж крана заняли по времени около года. В тот же период были встроены и подкрановые пути.            

          Трудности строительства усугублялись тем, что стрельбы в 1939—1940 гг. проводились днем и ночью.           Большие работы были проделаны на полигоне в этот период по подготовке измерительной базы, которая к 1940 г. достигла весьма высокого уровня и позволяла в практике испытаний широко применять приборные методы контроля, в том числе и осциллографирование динамических процессов.

         Подготовка и проведение испытаний были напряженными и трудными, особенно в части подготовки боеприпасов (вес снаряда — 1105 кг, заряда — 319 кг). Много времени занимало их выкапывание из грунта при стрельбе и доставка в лабораторию для осмотра и обмеров. Многие эксперименты в процессе испытаний нашли нетрадиционный характер. Так, при стрельбе на дистанцию 25 км, для выяснения причин повышенного рассеивания снарядов пришлось строить баллистические рамы высотой... 40 метров! В то время начальная скорость полета снарядов определялась только по хронографам, поэтому после каждого выстрела на этих рамах-мишенях необходимо было менять поврежденную зарядом проволочную навивку, что также представляло трудности. Каждый выстрел из орудия Б-37 имел высокую стоимость, поэтому испытания строились очень продуманно в интересах всего комплекса задач.          

          В процессе испытаний 406-мм орудия были проверены технические характеристики двух стволов — скрепленного и лейнированного. Лучшие результаты показал лейнированный ствол.         

          2 октября 1940 г. полигонные испытания орудия Б-37, качающейся части МК-1, станка МП-10 и боеприпасов были закончены. В заключении отчета комиссии отмечалось следующее: “Проведенные испытания 406/50 орудия Б-37, качающейся части МК-1 и полигонного станка МП-10 дали вполне удовлетворительные результаты”. Вот так лаконично отмечен многомесячный напряженный труд десятков тысяч конструкторов, инженеров, рабочих, офицеров и матросов.          

          Качающаяся часть МК-1 с орудием Б-37 рекомендовалась комиссией для серийно изготовления с внесением некоторых конструктивных изменений.          

          По результатам испытаний снарядов следовало, что они обеспечивают пробивание бортов и палубы корабля на соответствующих дальностях и отвечают требованиям технического задания. Кучность стрельбы орудия Б-37 соответствовала требуемой. Удовлетворительные результаты показали также пороха, заряды и взрыватели для фугасного и бронебойного снарядов.           

          19 октября 1940 г., в связи с обострением международной обстановки, советским правительством было принято постановление о сосредоточении усилий на строительстве малых и средних боевых кораблей, и на достройку заложенных крупных кораблей с большой степенью готовности. Линкор “Советский Союз” в число последних не входил, по этому серийное производство 406-мм орудий развернуто не было. Единственное в Советском Союзе орудие к началу Великой Отечественной войны так и оставалось на Ленинградском полигоне. Оно вошло в батарею № 1, в которую также входили одно 356-мм и два 305-мм орудия. Это были самые крупнокалиберные орудия полигона. Батареей командовал воентехник 2 ранга А. П. Кухарчук.           

          После окончания Великой Отечественной войны решением командования ВМФ на 406-мм орудии была установлены мемориальная плита, которая сейчас хранится в Центральном военно-морском музее. На этой плите начертано:  

         "406-мм артустановка 

          Военно-Морского Флота 

          Союза СССР 

         Это орудие Краснознаменного НИМАП с 29 августа 1941 г. по 10 июня 1944 г. принимало активное участие в обороне Ленинграда и разгроме врага."             

         Метким огнем оно разрушало мощные опорные пункты и узлы сопротивления, уничтожало боевую технику и живую силу противника, поддерживало действия частей Красной Армии Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота на Невском, Колпинском, Урицко-Пушкинском, Красносельском и Карельском направлениях”.          

          Уходят годы, но еще многим и многим поколениям людей эти слова будут говорить о замечательной, о славной странице, которую вписали в историю блокады морские артиллеристы-испытатели.          

          В 50—60 годы 406-мм орудие еще принимало участие в испытаниях, под его калибр проектировали снаряд с ядерным зарядом. Были также предложения сменить нарезной ствол на гладкий, чтобы стрелять авиабомбами. Шла “холодная война”, и конструкторы артиллерийского вооружения без дела не сидели.            Но эти опытные образцы в серийное производство запущены не были, и до войск не дошли.           

          А 406-мм артустановка и сейчас находится на закрытой территории Ржевского полигона, но уже в качестве памятника. Давно уже покинул ее орудийный расчет. И стоит гигантский исполин в полном одиночестве, безмолвный и неподвижный. А ведь это единственное орудие, которое было и остается ГЛАВНЫМ КАЛИБРОМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. И нет сегодня таких сил и средств, чтобы переместить его на Вечную стоянку к Военно-историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи или к Центральному военно-морскому музею, где орудие смогли бы увидеть многие. Но если это невозможно, то почему бы в той части Ржевского полигона, где оно находится, не создать филиал Музея обороны и блокады Ленинграда, полностью воссоздав обстановку батареи № 1 того времени. Тем более, что легендарная Дорога Жизни проходит от нее всего лишь в 500 метрах. И тогда сюда можно будет водить экскурсии. И не беда в том, что это не исторический центр города. Ведь есть же вдали от него другие мемориальные места, которые посещаются с неменьшим интересом. Здесь есть над чем подумать.

Hosted by uCoz