Карельский перешеек. (Welcome) Гаражные ворота ритерна на www.ventana-puerta.com.ua.

 

 Поиск братских могил в районе ст.Лейпясуо.

 

Лесная дорога к оз. Глубокое.
           На многих картах Карельского перешейка юго-западнее ст.Лейпясуо указаны две братские могилы. И по этому цель этой поездки была найти их и сделать фото.      

           Итак: 08.06.01 хорошее утро, выйдя из электрички я пошел от станции по грунтовке в сторону трассы "Скандинавия". По обе стороны обширные пространства наших бедных садоводов приехавших на отдых окучивать плантации картошки. За полчаса я добрался до шоссе. Не доходя метров 300 по обе стороны от грунтовки, паралельно "Скандинавии", обнаружил в кустах гранитные надолбы. Сколько же труда понадобилось финнам чтобы вкопать такие валуны в каменистый грунт на таком большом протяжении перешейка? 

         Благополучно перешел на противоположную сторону трассу, машины снуют, гляди в оба. Забегая вперед, хочу сразу сказать. Часто проезжая этот участок на машине, видел несколько разрушенных фундаментов на придорожных холмах. А тут представился случай. Тем более что Алексей Шварев давно спрашивал можно ли подъехать на машине к дотам милионникам "Le-6" и "Le-7". Так вот, перейдя на другую сторону трассы я нашел родник, возле которого толпились садоводы с пластиковыми банками. К роднику можно подъехать на машине. В районе родника обнаружил три фундамента. Два из них имели высоту метра полтора высотой. 

         Вдоль шоссе в сторону Питера тянутся окопы. В одном я нашел ржавую банку от противогаза. Финские буквы подсказали чье это имущество. Подымаясь по гряде, вышел на лесной проселок. Сухая старая финская дорога уходила в сторону оз.Глубокое. Примерно через километр в болотистой низине увидел гранитные надолбы, которые тянутся от шоссе в сторону озера. Через каждые 200-250 метров по сторонам появлялась колючая проволока на деревянных столбиках. Еще через полкилометра развилка, влево к озеру и дотам УР "Муолаа", а влево снова к шоссе, по ней я и пошел. По качеству дорога хуже, кое-где заросшая травой, но при желании проехать можно. Пройдя около километра вышел на трассу, а проселок еще метров 800 шел параллельно, хотя на карте он выходит на шоссе сразу. 

Мост возле дотов.       

        Далее дошел до Подгорных озер, которые находятся на другой стороне "Скандинавии". И по накатанной проселочной дороге пошел в сторону железной дороги. Характер дороги "гребенка", если на машине то придерживайте нижнюю челюсть. Метров через 500 развилка. Направо к станции и в садоводства, прямо и правее к старому переезду (проезда нет), прямо и левее к дотам (ориентир: нужно проехать между набросанными старыми пнями), а налево к Подгорным озерам куда все садоводы ездят купаться. Проехав по дороге сквозь пни, не сворачивая (будет сначала влево дорожка к озеру, а затем к старому переезду) метров через 700 подъедите к двум холмам справа и слева. Это и есть доты, "Le-7" слева и "Le-6" справа. Вид на плотину со стороны ж/д.        

            Далее, вернувшись по дороге, свернул в сторону старого переезда. Перейдя переезд пошел по заросшей дороге. В некоторых местах прямо на дороге растут елочки и березки высотой чуть больше метра. Через 1,5 км вышел на проселок, который ведет от станции к финской плотине на реке Перовка. Повернув влево и пройдя метров 200 снова развилка прямо к плотине, а вправо к старому разрушенному мосту(проезда нет). 

       От развилки до плотины метров 400-500. С левой стороны вдоль дороги до самой плотины протянулись финские окопы и блиндажи. Много свежих раскопов. Плотина.
Встречаются точечные (наверняка с металлоискателем люди работали) и просто перерытые блиндажи, с большим объемом работ. Возле плотины дорога поворачивает влево, дальше я по ней не пошел. От поворота в 50 метрах сама плотина. Довольно солидное сооружение. Река в этом месте шириной метров 7. Высота сооружения примерно 5. Взорван только пешеходный переход с одного берега на другой, самый верх плотины. Нижняя горизонтальная балка сохранилась нетронутой. Как производилось перекрытие реки я не понял. Никаких механизмов или металлических заслонок я не видел.      

                                                                                                                                                                                         Между Вид на плотину. дорогой и плотиной, на тропе, находится железобетонное укрытие 4х10 метров. С одной стороны можно попасть во внутрь, но искушать судьбу мне не хотелось и я вернулся к развилке. По дороге, которая привела меня к разрушенному деревянному мосту. Для того чтобы перебраться на другой берег, вернулся метров на 80 назад и по перекинутым бревнам благополучно по тропе обошел мост. Встретил грибника, который был очень удивлен моему появлению. Спросил по поводу могил. Он мне ответил что я иду правильно и вскоре увижу что ищу.        

           Метров через 200 снова развилка, я пошел вправо.                                                                                 Метров через 150 повернул влево на тропу, которая по карте вела к первой братской Железобетонное укрытие у  плотины. могиле в районе Кущевского болота. Пришлось перепрыгнуть через широкий ручей. 

          Далее тропа превратилась в старую финскую дорогу (мелкий щебень и камешки). В нескольких местах дорогу пересекали ручьи. Прошел 15 минут по густому лесу и вышел на лесную дорогу на которой следы большегрузных машин, наверно лесовозы ездят. Слева в песчаном грунте катлован в диаметре метров 8. Внутри вода, как мини-бассейн. Кому было нужно копать? 


 

Разрушенный мост в районе плотины.

      Повернул направо к указанной на карте могиле. Прошел метров 400 и ни чего. Ни у дороги, ни в лесу. Ни с чем пошел искать вторую. 

         Снова нужная развилка, только теперь пошел прямо. Прошел метров 200-300 вышел на поляну, на которой слева от тропы финский фундамент, а справа заросли иван-чая (обычно возле заброшенных поселений растут такие заросли). Примерно в этом месте на карте указана вторая братская могила. Около получаса поисков опять ни к чему не привели. Не нашел даже намека на то, что здесь когда-то была братская могила.
        Время до электрички оставалось много и я решил прогуляться дальше, в сторону ур. Прилужное к Совиному болоту. Дорога была хорошая, лес красивый. 

Эхо войны. 152 мм.

         Обратил внимание на то, что финны при строительстве лесных дорог в низинах, по бокам от дорог делали выемки в грунте, перпендикулярно к дороге, наверно бульдозер скрепером, вся вода в ней, а дорога сухая.
         На полигоне в тот день было не спокойно, как будто шла война. Вертолеты, как комары носились в воздухе. Переходя через р. Борочек по камешкам увидел в воде снаряд примерно 132 мм. Метров через 200, поднимаясь в горку прямо посередине дороги, увидел стоящий вертикально 152 мм снаряд. Лес закончился начиналось поле, (высота 46) как затем выяснилось поле битвы. 

Атрибуты войны.

        Поперек дороги шли окопы, редкие сосны, песок, за соснами открывалось болотина, заросшая мелкой ромашкой, вид как будто зима. Наличие атрибутов прошедшей войны, навивало различные мысли. Возле одинокой сосны ржавая финская лопата без черенка, кусачки для резки колючей проволоки и неразорвавшийся патрон от винтовки Дьяконова. Ржавая каска дополняла этот набор. Прогулявшись по полю, в районе окопов, я пошел в обратную сторону.
        Примерно через час я уже стоял на платформе в ожидании электрички. Сильно гудели ноги от 17 километровой прогулки. Обидно, что ни одну из могил я не нашел.