Дот "Le-4"
"Le-4" по размерам такой же, как и прежние доты. Судя по наличию арматуры
на крыше и передней стене со стороны амбразуры, они близнецы, только у "Le-4" над
амбразурой сохранилась двутавровая балка , а у предыдущего дота я ее не нашел.
"Le-4" находится слева, на 99 км 2 пк (если смотреть на Питер). Крыша наклонена в
сторону амбразуры и влево, внутри большие обломки бетона.
На стене надпись:
"Le-4" "Память погибшим героям" и на финском "....sivat ....kensa isanmaan puolesta
vapaus taistelus" полностью слова не разобрать т.к. кто-то написал неразборчиво
наверно свою фамилию прямо на финские слова. Первый и второй доты диаметром примерно
10 метров, скорее всего это ранние постройки годов 1928-1934.
Дот "Le-2"
Согласно плану из книги о "линии Маннергейма" рядом должны быть "Le-2" и "Le-1".
Отхожу перпендикулярно от ж.д. и через 150 м прямо натыкаюсь на "Le-2".
От дота осталась только большая воронка диаметром метров 15 и глубиной 3 м.
На большом осколке бетона надпись "Le-2". Дот находится на природной возвышенности с
высоты которой открывается вид метров на 150. Рядом с дотом, между соснами, натянута
проволока, как будто кто-то хотел что-то огородить. Примерная площадь ограждения 40 м.
За ограждение не пошел, хотя на земле ничего подозрительного не обнаружил.
Дот "Le-1"
По окопам дошел до "Le-1" примерно метров 70-80. Дот весь зарос сразу и не видно.
Очертания трудно определить, нашел только как будто в стопку сложенные плиты и вокруг
много валяется арматуры. Такое впечатление что дот был не достроен и арматура просто лежит
рядом, только в нескольких местах заросла землей. Между этими дотами два ряда окопов.
Видел пару сосен, в диаметре сантиметров 18-20, к которым прибита ржавая колючая проволока и
на коре деревьев сохранились следы от проволоки. Я думал что все деревья той поры уже
не сохранились. Все таки шестьдесят лет прошло.
Вернувшись к железке, стал искать последний дот "Le-5". Если второй и первый дот
нашел быстро, то "пятерка" отняла у меня 40 минут. По плану пятый от четвертого находится
примерно столько же как и второй от третьего, но это расстояние оказалось в два раза
больше. Я насчитал 400 шагов, получается метров 300-350. Пока искал "пятый" нашел два
блиндажа один раскопан "старателями". Рядом валялись гнилые бревна, ржавая плоская
угольная банка от противогаза. Куски металлических листов, пластиковые бутылки из под
пива, трикотажные перчатки.
К "Le-5" привела тропинка. Рядом под красивой елью небольшое кострище, конусное ржавое
ведро, и ржавый осколок от гусеничного трака. Рядом с дотом обильно примятая трава,
как будто кто то лежал на ней. У дота хорошо сохранился вход, характерный коридор.
Крыша провалилась вероятно от взрыва. На крыше выросли большие деревья и от этого
он стал не приметным. От "пятерки" в сторону "четверки" уходят окопы, но проследить
как они расположены не смог, так как очень густые заросли.
Далее 98 км 10 пк. слева (если смотреть на Питер) 10 м от ж\д открытая пулеметная точка
обложена валунами. Диаметр ~ 8-10 м.
98 км 9 пк слева (если смотреть на Питер) 10 м от ж\д еще одна пулеметная точка
такого же диаметра.
98 км 9 пк справа (если смотреть на Питер) 20 м от ж\д еще одна, глубина 4 метра.
97 км 10 пк старый переезд. По обеим сторонам стоят опоры, на которых сохранились
горизонтальные габаритные планки.
Поразило то, что переезд не действует лет двадцать, может и больше, а опоры выглядят
как новенькие. На левой стороне, на опоре, надпись белой краской по вертикали "Роща
Таасионламменкангас" и на финском. За опорами красивая поляна на которой сходятся три
дороги. Средняя ведет к Подгорным озерам и далее на трассу "Скандинавия" примерно 1,5
км судя по карте.
Левая уходит в сторону садоводства и станции судя по направлению и третья вдоль
железной дороги в направлении дотов "Le-6"и "Le-7". Из всех дорог только одна указана
на карте, та что ведет к озерам. Что бы не гулять по неизвестному лесу пошел к дотам
по железке. Дошел до моста через реку Перовка. Перед мостом, если смотреть со стороны
Лейпясуо, стоит километровый столб 96\97 км итого от платформы до дотов ровно 4 км.
Железнодорожные пути проходя по мосту расходятся примерно метров на 8 вернее тот
который ведет в город. Ширина реки метров 5 глубина примерно метр. Приличное течение.
Мост кроме крайних опор еще имеет среднюю.
Естественно не зная в первый раз спустился по ступенькам на лево и по тропинке пошел
вдоль реки. Ничего хорошего из этого не получилось. Кругом топь, а я в ботиночках по
кочкам как горный козел. Метров через 150 сквозь деревья увидел дот. Как я преодолел
эти метры рассказывать не стану, все
равно не кто не поймет. Короче, одевайте люди сапоги.
Дот "Le-6"
"Le-6" находится в 150 метрах от железки на естественном холме вытянутой формы примерно
перпендикулярно железной дороге. В те годы между дотами и рекой была
открытая местность, которая была специально затоплена при помощи построенной для этой
цели плотиной . На снимке видно что от неё осталось. В отличие от первых дотов "Le-6" выглядит
внушительно. Два каземата прямоугольной формы, соединенные между собой коридором.
Возможно, по коридору можно пройти, но я был один и без фонаря. Арматура толщиной
25 мм - это солидно. На обоих сооружениях надпись,
что это "Le-6" дата постройки
1937 год. Длинна дота примерно метров 70-80. У каждого капонира
вентиляционные
трубы по три штуки диаметром 200 мм. Снаружи капониры обмазаны смолой зачем не знаю,
может гидроизоляция. Сверху холма в двух местах видел свежие следы раскопов. Такое
впечатление что искали что-то ранее закопанное. Очень мало земли, выкопано 3-5 лопат и все.
Пройдя по холму еще метров 70 дальше от железки внизу оказалась лесная дорога,
(наверное, та которая шла от старого переезда). Сразу за дорогой "Le-7".
Дот "Le-7"
По размеру и конструкции такой же как и "Le-6". Капонир, который находится ближе к
"Le-6" сильно разрушен взрывом, но крыша сохранилась, она то спасла меня от очередного
заряда града размером как икринки красной икры. Пока пережидал непогоду, рассмотрел
надписи. Что-то на финском не разборчиво, видно давно не было финнов,
но судя по
примятой траве до меня сегодня кто-то приезжал сюда на машине.
Дот "Le-7 вход в дот."
На стене "Вечная память павшим. 1939-1940
talvisot" (зимняя война) построен в 1937. Удивило то что нет помоек как это обычно на
многих дотах Карельского. Дорога между дотами в прекрасном состоянии. Сверху на обоих
холмах ковром растут ландыши как будто одеяло над могилами. За дотами окопы длинными
рядами. Если идти по тропинке, которая тянется поверху "Le-6" то выходишь прямо на
железную дорогу 97 км 2 пк 22 шпала. Так что если вы в ботинках, можете смело от
22 шпалы спуститься по насыпи и перепрыгнуть через маленькую канаву и прямо выходишь
на тропу.
Далее я шел по дороге, которая начинается от старого переезда
и идет обратно в Лейпясуо только слева, если возвращаться на станцию.
Через 1,5 км вышел на перекресток лесных дорог повернул налево и пошел к плотине.
Через 200 метров развилка, направо дорога через 400 метров приводит к разрушенному
деревянному мосту, прямо приводит через 400 метров к плотине. Оказывается плотина
имеет внушительные размеры и находится в достаточно хорошем состоянии только затвор
взорван, а сами устои сохранились. Уровень воды можно было поднять примерно на 3,5-4
метра. Со стороны финнов все подступы хорошо охранялись. Большое количество окопов,
а перед плотиной в 50 метрах интересный бетонный блиндаж 4х10 м накрыт плитами прямо
на тропинке к плотине. Через плотину не переходил и что находится на другой стороне
реки не видел. От плотины в сторону Лейпясуо практически вдоль всей дороги на расстоянии
50 шагов справа и слева тянуться окопы вперемежку с блиндажами на протяжении двух
километров.
Плотину осматривал только с финской стороны, на другую сторону
не переходил, там наверно много окопов так как нужно было защищать
подступы к плотине. К плотине можно подъехать на машине, дорога хорошая, проехать можно
от "Скандинавии" пересечь железную дорогу по переезду, и далее вдоль железной дороги.
Далее пытался найти две братские могилы, кстати указанные на
карте. Второй раз безрезультатно. Обидно.
На обратной дороге нашел десяток маслят и дома ели жаренные
грибы.
Каменистый хребет
Поднялся на него и увидел продолговатые ямы, размером только на одного человека.
Укрытия чередовались через 7-10 метров по всей верхушки хребта. Все ямы сделаны рукой
человека. Когда хребет закончился, начались окопы , несколько рядов пересекли дорогу
(дорога в хорошем состоянии ) и уходили в сторону ж\д.
Окопы
Я же пошел прямо по дороге на станцию. Не доходя до платформы метров 300 (это
потом выяснилось) свернул на тропу по которой при желании можно проехать на машине,
и вышел к одиночным домам. В таких домах раньше жили станционные смотрители. Ближе
к платформе увидел интересное сооружение из гранитных плит высотой метра четыре,
сначала подумал, что это дот, но доты из гранита не строили скорее всего, это
хозяйственное сооружение хотя я могу и ошибаться.
За две поездки найдены были все семь дотов и плотина.
Очень хотел найти две братские могилы в районе плотины, которые отмечены на картах,
но этого мне не удалось. Если кто знает как найти эти могилы просьба напишите,
только подробно опишите как это сделать.