Укрепрайон Лейпясуо.

 


План укрепузла вблизи ст.Лейпясуо.


          25 мая 2001 года. Погода: ветер, иногда дождь, вперемежку с градом, временами все тучи разбегаются, и светит яркое солнце.
           8 июня вторая поездка т.к. в первый раз нашел не все доты. Погода: солнце,18-20 градусов, и комары.
В 10.40 вышел из электрички на платформу, только что прошел дождь. Рядом с платформой стоит километровый столб ровно 100 км от Питера. С платформы пошел обратно к городу. Прошел полтора километра, если не врут железнодорожные пикетные столбики 99 км 5 пикет справа (если смотреть на Питер) в десяти шагах от ж.д. полотна стоит разрушенный дот "Le-3".
Дот Le-3

Дот "Le-3"
Разбит капитально, но крыша сохранилась. Через амбразуру, вернее то, что от нее осталось, видны осколки бетона все они без арматуры. Только четыре прутка торчали толщиной примерно с мизинец. На доте никаких надписей. Перед ним шагах в 30 похоже позиции для одиночных стрелков. Я насчитал пять, все расположены на небольшом склоне, короче никто ни кому не мешал при стрельбе. В округе видны воронки не очень большого диаметра полтора-два метра.





Дот Le-4
Дот "Le-4"
"Le-4" по размерам такой же, как и прежние доты. Судя по наличию арматуры на крыше и передней стене со стороны амбразуры, они близнецы, только у "Le-4" над амбразурой сохранилась двутавровая балка , а у предыдущего дота я ее не нашел. "Le-4" находится слева, на 99 км 2 пк (если смотреть на Питер). Крыша наклонена в сторону амбразуры и влево, внутри большие обломки бетона.
На стене надпись: "Le-4" "Память погибшим героям" и на финском "....sivat ....kensa isanmaan puolesta vapaus taistelus" полностью слова не разобрать т.к. кто-то написал неразборчиво наверно свою фамилию прямо на финские слова. Первый и второй доты диаметром примерно 10 метров, скорее всего это ранние постройки годов 1928-1934.


Дот Le-2
Дот "Le-2"
Согласно плану из книги о "линии Маннергейма" рядом должны быть "Le-2" и "Le-1". Отхожу перпендикулярно от ж.д. и через 150 м прямо натыкаюсь на "Le-2". От дота осталась только большая воронка диаметром метров 15 и глубиной 3 м. На большом осколке бетона надпись "Le-2". Дот находится на природной возвышенности с высоты которой открывается вид метров на 150. Рядом с дотом, между соснами, натянута проволока, как будто кто-то хотел что-то огородить. Примерная площадь ограждения 40 м. За ограждение не пошел, хотя на земле ничего подозрительного не обнаружил. Дот Le-1


Дот "Le-1"
По окопам дошел до "Le-1" примерно метров 70-80. Дот весь зарос сразу и не видно. Очертания трудно определить, нашел только как будто в стопку сложенные плиты и вокруг много валяется арматуры. Такое впечатление что дот был не достроен и арматура просто лежит рядом, только в нескольких местах заросла землей. Между этими дотами два ряда окопов. Видел пару сосен, в диаметре сантиметров 18-20, к которым прибита ржавая колючая проволока и на коре деревьев сохранились следы от проволоки. Я думал что все деревья той поры уже не сохранились. Все таки шестьдесят лет прошло.

Дот Le-5
Вернувшись к железке, стал искать последний дот "Le-5". Если второй и первый дот нашел быстро, то "пятерка" отняла у меня 40 минут. По плану пятый от четвертого находится примерно столько же как и второй от третьего, но это расстояние оказалось в два раза больше. Я насчитал 400 шагов, получается метров 300-350. Пока искал "пятый" нашел два блиндажа один раскопан "старателями". Рядом валялись гнилые бревна, ржавая плоская угольная банка от противогаза. Куски металлических листов, пластиковые бутылки из под пива, трикотажные перчатки.


К "Le-5" привела тропинка. Рядом под красивой елью небольшое кострище, конусное ржавое ведро, и ржавый осколок от гусеничного трака. Рядом с дотом обильно примятая трава, как будто кто то лежал на ней. У дота хорошо сохранился вход, характерный коридор. Крыша провалилась вероятно от взрыва. На крыше выросли большие деревья и от этого он стал не приметным. От "пятерки" в сторону "четверки" уходят окопы, но проследить как они расположены не смог, так как очень густые заросли.
Далее 98 км 10 пк. слева (если смотреть на Питер) 10 м от ж\д открытая пулеметная точка обложена валунами. Диаметр ~ 8-10 м.
98 км 9 пк слева (если смотреть на Питер) 10 м от ж\д еще одна пулеметная точка такого же диаметра.
98 км 9 пк справа (если смотреть на Питер) 20 м от ж\д еще одна, глубина 4 метра.
97 км 10 пк старый переезд. По обеим сторонам стоят опоры, на которых сохранились горизонтальные габаритные планки.
Поразило то, что переезд не действует лет двадцать, может и больше, а опоры выглядят как новенькие. На левой стороне, на опоре, надпись белой краской по вертикали "Роща Таасионламменкангас" и на финском. За опорами красивая поляна на которой сходятся три дороги. Средняя ведет к Подгорным озерам и далее на трассу "Скандинавия" примерно 1,5 км судя по карте.
Левая уходит в сторону садоводства и станции судя по направлению и третья вдоль железной дороги в направлении дотов "Le-6"и "Le-7". Из всех дорог только одна указана на карте, та что ведет к озерам. Что бы не гулять по неизвестному лесу пошел к дотам по железке. Дошел до моста через реку Перовка. Перед мостом, если смотреть со стороны Лейпясуо, стоит километровый столб 96\97 км итого от платформы до дотов ровно 4 км. Железнодорожные пути проходя по мосту расходятся примерно метров на 8 вернее тот который ведет в город. Ширина реки метров 5 глубина примерно метр. Приличное течение. Мост кроме крайних опор еще имеет среднюю.
Естественно не зная в первый раз спустился по ступенькам на лево и по тропинке пошел вдоль реки. Ничего хорошего из этого не получилось. Кругом топь, а я в ботиночках по кочкам как горный козел. Метров через 150 сквозь деревья увидел дот. Как я преодолел эти метры рассказывать не стану, все равно не кто не поймет. Короче, одевайте люди сапоги.
Дот Le-6
Дот "Le-6"
"Le-6" находится в 150 метрах от железки на естественном холме вытянутой формы примерно перпендикулярно железной дороге. В те годы между дотами и рекой была открытая местность, которая была специально затоплена при помощи построенной для этой цели плотиной . На снимке видно что от неё осталось. В отличие от первых дотов "Le-6" выглядит внушительно. Два каземата прямоугольной формы, соединенные между собой коридором. Возможно, по коридору можно пройти, но я был один и без фонаря. Арматура толщиной 25 мм - это солидно.  На обоих сооружениях надпись, чДот Le-6то это "Le-6" дата постройки 1937 год. Длинна дота примерно метров 70-80. У каждого капонира вентиляционные трубы по три штуки диаметром 200 мм. Снаружи капониры обмазаны смолой зачем не знаю, может гидроизоляция. Сверху холма в двух местах видел свежие следы раскопов. Такое впечатление что искали что-то ранее закопанное. Очень мало земли, выкопано 3-5 лопат и все. Пройдя по холму еще метров 70 дальше от железки внизу оказалась лесная дорога, (наверное, та которая шла от старого переезда). Сразу за дорогой "Le-7". 

 

 

Дот Le-7

 Дот "Le-7"
По размеру и конструкции такой же как и "Le-6". Капонир, который находится ближе к "Le-6" сильно разрушен взрывом, но крыша сохранилась, она то спасла меня от очередного заряда града размером как икринки красной икры. Пока пережидал непогоду, рассмотрел надписи. Что-то на финском не разборчиво, видно давно не было финнов, но судя по примятой траве до меня сегодня кто-то приезжал сюда на машине.




Дот Le-7 Дот "Le-7 вход в дот."
На стене "Вечная память павшим. 1939-1940 talvisot" (зимняя война) построен в 1937. Удивило то что нет помоек как это обычно на многих дотах Карельского. Дорога между дотами в прекрасном состоянии. Сверху на обоих холмах ковром растут ландыши как будто одеяло над могилами. За дотами окопы длинными рядами. Если идти по тропинке, которая тянется поверху "Le-6" то выходишь прямо на железную дорогу 97 км 2 пк 22 шпала. Так что если вы в ботинках, можете смело от 22 шпалы спуститься по насыпи и перепрыгнуть через маленькую канаву и прямо выходишь на тропу.

Плотина. Вид со стороны ж.д.
Далее я шел по дороге, которая начинается от старого переезда и идет обратно в Лейпясуо только слева, если возвращаться на станцию. Через 1,5 км вышел на перекресток лесных дорог повернул налево и пошел к плотине. Через 200 метров развилка, направо дорога через 400 метров приводит к разрушенному деревянному мосту, прямо приводит через 400 метров к плотине. Оказывается плотина имеет внушительные размеры и находится в достаточно хорошем состоянии только затвор взорван, а сами устои сохранились. Уровень воды можно было поднять примерно на 3,5-4 метра. Со стороны финнов все подступы хорошо охранялись. Большое количество окопов, а перед плотиной в 50 метрах интересный бетонный блиндаж 4х10 м накрыт плитами прямо на тропинке к плотине. Через плотину не переходил и что находится на другой стороне реки не видел. От плотины в сторону Лейпясуо практически вдоль всей дороги на расстоянии 50 шагов справа и слева тянуться окопы вперемежку с блиндажами на протяжении двух километров. Плотина. Вид со стороны финнов
Плотину осматривал только с финской стороны, на другую сторону не переходил, там наверно много окопов так как нужно было защищать подступы к плотине. К плотине можно подъехать на машине, дорога хорошая, проехать можно от "Скандинавии" пересечь железную дорогу по переезду, и далее вдоль железной дороги. Далее пытался найти две братские могилы, кстати указанные на карте. Второй раз безрезультатно. Обидно. На обратной дороге нашел десяток маслят и дома ели жаренные грибы.

 

  Каменистая гряда.Вид с дороги.
На переднем плане колючая проволока.
Каменистый хребет
Поднялся на него и увидел продолговатые ямы, размером только на одного человека. Укрытия чередовались через 7-10 метров по всей верхушки хребта. Все ямы сделаны рукой человека. Когда хребет закончился, начались окопы , несколько рядов пересекли дорогу (дорога в хорошем состоянии ) и уходили в сторону ж\д.



Окопы на гряде. Вид с дороги.
Окопы
Я же пошел прямо по дороге на станцию. Не доходя до платформы метров 300 (это потом выяснилось) свернул на тропу по которой при желании можно проехать на машине, и вышел к одиночным домам. В таких домах раньше жили станционные смотрители. Ближе к платформе увидел интересное сооружение из гранитных плит высотой метра четыре, сначала подумал, что это дот, но доты из гранита не строили скорее всего, это хозяйственное сооружение хотя я могу и ошибаться. За две поездки найдены были все семь дотов и плотина.


Очень хотел найти две братские могилы в районе плотины, которые отмечены на картах, но этого мне не удалось. Если кто знает как найти эти могилы просьба напишите, только подробно опишите как это сделать.

Hosted by uCoz