Михаил Мельтюхов
Советское руководство, уверенное в быстром успехе компании, категорически отвергало все предложения о возобновлении переговоров с Финляндией. 5 декабря газеты "Правда" и "Известия" сообщили о приеме В.М. Молотовым шведского посла, который напомнил о желании финляндского правительства приступить к новым переговорам с СССР. "Послу было заявлено о непризнании так называемого финляндского правительства, уже покинувшего г. Хельсинки в неизвестного направлении, и о признании Народного правительства Финляндской Демократической Республики, с которой уже заключен мирный договор"
30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Ленинградского военного округа (ЛВО) в составе четырех армий (18 стрелковых дивизий и 5 танковых бригад), насчитывавших 450 тысяч человек, 1576 орудий, 1476 танков и 2446 самолетов, перешли границу и стали развивать наступление в глубь страны(1).
Им противостояли части финской армии численностью до 140 тысяч человек, имевших до 400 орудий, 60 танков и 270 самолетов. Перед советскими войсками стояло задача за 8-10 дней разгромить противника на Карельском перешейке и севернее Ладожского озера и создать условия для наступления на Хельсинки и оккупации всей страны. Военный совет ЛВО был "твердо уверен, что войска... с честью выполнят свой священный долг перед Родиной, полностью уничтожат белофинскую армию и тем самым навсегда закроют поджигателям войны доступ в Финский залив и к городу Ленинграду".(2)
Ни на минуту не сомневаясь в быстрой победе, советское руководство серьезно задумывалось о послевоенном устройстве Финляндии. Предполагалось создать марионеточное правительство под руководством секретаря Исполкома Коминтерна О.В.Куусинена.(3) В состав "народного" правительства должны были войти также Маури Розенберг (заместитель председателя и министр финансов), Аксер Анттила (министр обороны), Тууре Лехен (министр внутренних дел), Армас Эйкия (министр земледелия), Инкери Лехтинен (министр просвещения) и Пааво Прокконен (министр по делам Карелии). Учитывая, что столь беспардонное навязывания кандидатур могло вызвать активное недовольство финского населения, были продуманы аргументы, оправдывавшие эти нововведения.
Во-первых, вспомнили о выдвинутой еще в 1935 году на VII конгрессе Коминтерна идее "народного фронта", который рассматривался как реальная сила, способная уничтожить фашизм, ограничить власть капитала и создать благоприятные условия для борьбы за социализм. Развертывание этого движения могло, по мнению конгресса, привести к созданию правительства "народного фронта".
В "Обращении ЦК компартии Финляндии", опубликованном 1 декабря 1939 года в газете "Правда", отмечалось: "Необходимо создать широкий трудовой народный фронт: весь рабочий класс, крестьянство, ремесленники, мелкие торговцы и трудовая интеллигенция, т.е. огромное большинство нашего народа нужно объединить в единый народный фронт для защиты своих интересов, а к власти необходимо выдвинуть опирающееся на этот фронт правительство трудового народа, т.е. Народное Правительство". Правите6льство Куусинена, созданное в тот же день, в своей декларации объявило себя "Народным Правительством Демократической Республики Финляндии" и пообещало "опираться на широкий трудовой народный фронт".(4)
Еще 11 ноября 1939 года началось формирование первого корпуса Народной армии Финляндии, который укомплектовывался служившими в войсках ЛВО финнами и карелами. К 26 ноября в корпусе насчитывалось 13 405 человек, а в феврале 1940 года - 25 тысяч военнослужащих , которые носили национ альную форму (правда, они так и не приняли участие в боях). 13 декабря 1939 года был готов текст "Военной присяги Народной армии Финляндии", составленный А.А.Ждановым по тексту присяги РККА.(5) Эта "народная" армия должна была заменить в Финляндии оккупационные части Красной Армии, являясь военной опорой "народного" правительства.
Кроме того, были разработаны практические меры по созданию "народного фронта" на оккупированной финской территории О них дает представление проект инструкции "С чего начать политическую и организационную работу коммунистов (последнее слово зачеркнуто Ждановым. - М.М.) в районах, освобожденных от власти белых".(6)
"1.Распространять декларацию Народного Правительства, договор, заключенный между Финляндией (читай: правительсвом Куусинена) и СССР, газету "Кансан валта" ("Власть народа"), обращение ЦК компартии Финляндии и другие коммунистические издания.
2. Выяснить настроения и острейшие нужды местного населения. В первую очередь рабочих и крестьян.. Если белым удалось внушить части трудового народа такое предубеждение, что виновниками его страданий являются коммунисты или Советский Союз и Красная Армия, то надо немедленно принять особые, энергичные меры (развернуть работу пропагандистов, распространять особые листовки, составленные с учетом условий данной местности и т.д.) для того, чтобы как устными, так и печатными средствами пропаганды убедительно показать лживость демагогии белых.
3. В теснейшей связи с мероприятиями Народного Правительства, уполномоченных по снабжению и других административных органов, необходимо развернуть практическую работу по оказанию на первых порах помощи трудовому населению, находящемуся в наиболее тяжелом положении, поскольку "нельзя забывать, что широкие массы трудового населения будут создавать свое мнение о новой правительственной власти прежде всего на основе того, как ее представители и вообще коммунисты с самого начала на деле заботятся об интересах трудового народа". .
После этих мероприятий, которые "служат вместе с тем и предварительной подготовкой в деле организации трудового Народного Фронта на местах", следовало провести "также особые непосредственные мероприятия по подготовке первого собрания трудового Народного Фронта".
В документе достаточно откровенно раскрывается механизм организации низовых структур "народного фронта". При этом следовало тщательно отфильтровать членов общественных организаций, устранив из политической жизни тех из них, которые не спешат стать подручными коммунистов.
И только после этой подготовительной работы назначается собрание всех трудящихся для обсуждения вопроса о создании широкого "народного фронта". "Проведением первого собрания Народного Фронта, - читаем в документе, - не надо добиваться следующих целей:
1) положить начало организованному массовому движению разных слоев трудового народа на основе программы Народного Правительства;
2) выявить и выдвинуть активистов, пользующихся массовым влиянием и способных содействовать дальнейшему развитию движения трудового Народного Фронта;
3) добиться образования влиятельного и работоспособного комитета единого фронта, поддерживающего Народное Правительство, из представителей разных групп, организаций и слоев трудового народа.
Собрание Народного Фронта должно определить свою позицию в первую очередь по следующим вопросам: а)осуждение бывшего режима и затеянной им войны; б)одобрение образования Народного Правительства и его программы; в) целесообразность создания совместного фронта разных слоев трудового народа; г) какие наиболее неотложные меры необходимо в данной местности принять со стороны комитета Народного Фронта местных органов управления и самого населения".
Структура "народного фронта", как следует из документа, должно была быть следующей; низшее звено - местные комитеты "народного фронта" населенных пунктов и городских районов, далее следуют общегородские и волостные комитета, затем, вероятно, губернские комитеты и национальный комитет (две последние структуры в документе не отражены). "Комитеты Народного Фронта содействуют местным властям и органам коммунального самоуправления, или же заменяют их, если в данной местности нет таких органов, или же их надо устраивать, так как они находятся в руках врагов народа. При этом комитеты Народного Фронта должны сосредоточить свою деятельность прежде всего, на оказании помощи нуждающемуся населению, на организацию добровольной деятельности граждан для такой помощи, на первые необходимые работы по устранению вызванных войной разрушений и на содействие выдачи властям опасных для общества (читай: оккупационных властей) врагов народа". В будущем же "комитеты Народного Фронта будут функционировать исключительно как политические органы единого фронта для дальнейшего развития движения Народного Фронта, проведения кандидатов Народного Фронта в выборах в Сейм и органы коммунального самоуправления и вообще выполнять весьма важную роль передаточных ремней между Народным Правительством и широкими массами трудового народа".
Как неосторожно написал в "Обращении к солдатам финской армии" от 1 февраля 1940 года от имени "народного" правительства Жданов, "ведь Советский Союз не хочет ничего большего, чем такого правительства в Финляндии, которое не строило бы козни совместно с империалистическими державами, угрожая безопасности Ленинграда" ( из текста черновика эту фразу убрал сам автор) (7). Первоначально это правительство будет не советским, но, как отвечал еще на VII конгрессе Коминтерна Г.Димитров, "быть может, правительство единого фронта... окажется одной из важнейших переходных форм" и проложит путь к диктатуре пролетариата. (8)
Правда, сначала нужно было окончательно сломить сопротивление финской армии и оккупировать страну. В практическую плоскость эти задачи были перенесены лишь после прорыва "линии Маннергейма" в конце февраля 1940 года. Не случайно в правительственной телеграмме по случаю 22-й годовщины Красной Армии на имя наркома обороны СССР Куусинене от имени "народного" правительства Финляндии выражал уверенность в том, "что великий Советский Союз обеспечит независимость нашей родины от всех империалистических акул и тем самым обеспечит и свободную мирную жизнь нашего народа. С помощью славной Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР наш народ добьется своего полного освобождения от варварского ига плутократической шайки Маннергейма - Рюти- Таннера преступных провокаторов войны, подкупленных иностранными империалистами".(9)
Советское руководство не жалело сил и средств для достижения "полного освобождения" Финляндии. Финская армия была истощена и стояла перед перспективой полного поражения. Однако в условиях резко возросшей угрозы вмешательства в войну Англии и Франции советское руководство было вынуждено пойти на переговоры и заключение мира с законными финскими властями. О том, какая политика стала бы проводиться в случае полной победы Красной Армии, дает представление вышеприведенный документ.
Примечания
1. Российский государственный военный архив (далее РГВА). Ф. 27977. Оп. 1. Д. 722. Л. 414-417.
2. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (далее РЦХИДНИ). Ф. 77. Оп. 1. Д. 887. Л. 9.
3. См.: Хрущев Н.С. Мемуары// Вопросы истории, 1990. №7. С. 100.
4. Правда. 1939. 1 и 2 декабря.
5. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. М. 1992. С. 173-174; РЦХИДНИ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 891. Л. 1.3.
6. РЦХИДНИ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 889. Л. 18-25.
7. Там же. Д. 891. Л. 14-15.
8. VII конгресс Коммунистического Интернационала и борьбы против фашизма и войны. М., 1975. С. 176.
9. РГВА. Ф. 4. Оп. 19. Д. 71. Л. 75