Карельский перешеек
Новости
 
История
 
Зимняя война
 
Церкви
 
Могилы
 
Ссылки
 
Карты
 
Интересные места

Форум
 

Библиотека. Непокоренный Ленинград

          



В июне 1942 г. в классах, где занятия не прекращались в течение всего учебного года, прошли весенние испытания. Несмотря на трудности обучения в году, требования к учащимся были высокими. И тем не менее большинство школьников, переведенных в следующие классы, получили на испытаниях только хорошие и отличные оценки. Из 532 учеников, окончивших в 1941/42 учебном году десятый класс, 70 получили аттестат отличника{385}. Каждый выпускник получил в подарок книгу с памятной надписью: «Окончившему полный курс школы №... Ленинграда в 1941-42 гг. — в год Великой Отечественной войны с фашизмом, блокады и героической защиты города Ленина».
Принятые меры по ликвидации последствий голодной зимы позволили восстановить нормальную жизнь в городе, наладить выпуск боеприпасов и вооружения, укрепить оборону города, подготовить защитников Ленинграда для дальнейшей борьбы с врагом, окопавшимся под стенами города. Прежде всего необходимо было закончить сооружение оборонительных рубежей, которое как в самом Ленинграде, так и на его подступах в феврале — марте 1942 г. почти полностью прекратилось. Из более чем 90 тыс. ленинградцев, трудившихся в ноябре 1941 г. на оборонном строительстве, к апрелю 1942 г. осталось всего около 2 тыс. человек. Решением Горисполкома от 31 мая 1942 г. население Ленинграда мобилизовалось в порядке трудовой повинности на быстрейшее завершение оборонительных [228] работ. Ленинградцы вновь взяли в руки лопаты, топоры, кирки, носилки и ломы. В июле на строительстве оборонительных рубежей работало почти 45 тыс. человек{386}. Объектом напряженного труда стали хорошо известные всему населению Ленинграда дачные места — Броневая, Александровская, Разлив, Лисий Нос, Дибуны и др., а также окраины города — Пороховые, Ржевка, Рыбацкое, Обухове, Фарфоровский Пост, Средняя Рогатка, Старая и Новая Деревня, Автово, ставшие теперь передним краем обороны. Пытаясь сорвать сооружение укреплений, немцы обрушивали на строителей огонь артиллерии, подвергали бомбардировкам, но трудармейцы продолжали свое дело. В самом Ленинграде строились баррикады, доты, дзоты, противотанковые препятствия. Весь город был разбит в конце мая 1942 г. на три сектора обороны — Западный, Центральный и Восточный. Организацией обороны каждого сектора руководил его начальник, которому подчинялись все воинские части, предприятия и учреждения, находившиеся в этом секторе. Осенью 1942 г. строительство оборонительных укреплений было в основном закончено.
Для усиления внутреннего гарнизона были созданы вооруженные рабочие отряды, которые должны были немедленно стать боевой силой, если бы противнику удалось ворваться в город. К осени 1942 г. насчитывалось 232 таких отряда, бойцами которых состояли 19 тыс. ленинградцев. По решению Городского комитета партии в октябре вооруженные рабочие отряды были преобразованы в рабочие батальоны и роты. Из 232 отдельных отрядов было создано 52 рабочих батальона{387}.
Принимались меры по укреплению боеспособности частей МПВО, численность которых к весне 1942 г. по сравнению с сентябрем 1941 г. уменьшилась почти в 2 раза, более половины [229] наличного состава формирований МПВО были больны дистрофией. По решению Военного совета Ленинградского фронта от 6 марта 1942 г. команды МПВО доукомплектовывались военнообязанными старших возрастов и женщинами от 18 до 35 лет, в первую очередь из формирований Красного Креста. Это позволило поднять боеспособность частей МПВО и освободить значительное число мужчин для действующей армии. К июлю 1942 г. формирования МПВО почти наполовину состояли из женщин. Большие изменения претерпела также и организационная структура МПВО. Участковые команды МПВО были преобразованы в августе 1942 г. в батальоны. В 35 батальонах, созданных по армейскому принципу, находилось свыше 21 тыс. ленинградцев{388}.
Были укреплены и группы самозащиты при домоуправлениях. В мае 1942 г. Бюро Городского комитета партии приняло специальное постановление, по которому участие населения в группах самозащиты считалось обязательным{389}. К концу 1942 г. в группах самозащиты состояло почти 230 тыс. человек. Оперативное руководство группами самозащиты перетлело от штабов МПВО участков к образованным в августе штабам МПВО кварталов.
Одной из неотложных мер по дальнейшему усилению обороноспособности Ленинграда была эвакуация женщин, детей и стариков, которые, несмотря на вывоз около 500 тыс. человек зимой по Ладоге, продолжали составлять значительную часть населения города. К началу июля в Ленинграде оставалось еще 1 млн. 100 тыс. жителей{390}.
5 июня 1942 г. Военный совет Ленинградского фронта принял постановление «О необходимых мероприятиях по г. Ленинграду», в котором в качестве [230] главной задачи выдвигалось быстрейшее завершение работ по превращению Ленинграда в военный город. Постановление предусматривало эвакуацию нетрудоспособного населения и части высококвалифицированных рабочих и промышленного оборудования, укрепление войсковой обороны и другие оборонительные мероприятия{391}. По словам секретаря Городского комитета партии А. А. Кузнецова, в городе нужно было оставить
«лишь то количество населения, которое необходимо для нужд фронта и флота, оставить по преимуществу таких людей, которые были бы способны в любой момент превратиться из рабочего и служащего в бойца»{392}.
В системе мероприятий по укреплению обороны Ленинграда громадное значение придавалось также созданию продовольственных запасов, обеспечению города топливом и электроэнергией, увеличению численности войск Ленинградского фронта.
Выполнение постановления Военного совета фронта во многом зависело от того, как Ладожская военная флотилия и Северо-Западное речное пароходство, которым была поручена эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка продовольствия, топлива и военных грузов, сумеют справиться с возложенными на них задачами. Подготовка к летней навигации по Ладожскому озеру, которое по-прежнему оставалось единственной жизненной артерией осажденного города, началась задолго до ледохода. К сооружению новых портов, пирсов, причалов и подъездных путей приступили еще зимой. К открытию навигации на западном берегу Ладожского озера в труднейших условиях были построены Осиновецкий и Малокаботажный порты, а на восточном берегу — Кобоно-Кареджский порт. Благодаря строительству этих портов новый водный путь стал в 4 раза короче кругового [231] пути по р. Волхову через Новую Ладогу, по которому шли грузы осенью 1941 г.{393}
Намеченный план перевозок нельзя было выполнить без значительного пополнения Ладожской флотилии новыми судами. По указанию Государственного Комитета Обороны в труднейших условиях зимой 1942 г. было начато сооружение Сясьской судостроительной верфи. В марте 1942 г. Сясьстрой посетили заместитель Председателя СНК СССР А. Н. Косыгин и член Военного совета Ленинградского фронта Н. В. Соловьев, которые оказали большую помощь в решении ряда проблем строительства верфи{394}. В течение 1942 г. Сясьская верфь построила 31 деревянную баржу грузоподъемностью 385 т каждая. 14 больших металлических барж общей грузоподъемностью 8400 т выпустили судостроительные заводы Ленинграда. Десятки различных судов были переправлены на Ладожское озеро из ближайших речных бассейнов страны. В летнюю навигацию на Ладоге насчитывалось 187 самоходных и несамоходных судов, почти в три раза больше, чем осенью 1941 г.{395}
В конце мая 1942 г. от восточного берега Ладожского озера отошли первые караваны судов с грузом для Ленинграда, а с западного берега началась эвакуация населения и промышленного оборудования. Так рано навигация на Ладоге никогда не открывалась. В некоторых местах озера лед еще не успел полностью растаять, и суда продвигались вперед, ломая льды своим корпусом. В мае — ноябре 1942 г. из Ленинграда было вывезено около 450 тыс. жителей. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177

© 2001-2002 "Karelkurs"
© 2001-2002  Дизайн: Курилов Сергей
Последнее обновление: 17-03-2002

Hosted by uCoz