Карельский перешеек
Новости
 
История
 
Зимняя война
 
Церкви
 
Могилы
 
Ссылки
 
Карты
 
Интересные места

Форум
 

Библиотека. Непокоренный Ленинград

          



В ознаменование одержанной победы сотни предприятий и колхозов страны проводили «неделю помощи» Ленинграду.
Блестящая победа советских войск под Ленинградом и беспримерный героизм ленинградцев были высоко оценены всем прогрессивным человечеством.
В результате успешно проведенной операции улучшилась оперативно-стратегическая обстановка [288] для советских войск под Ленинградом. Восстановление сухопутных коммуникаций сделало возможным непрерывное пополнение людскими резервами и боевой техникой войск Ленинградского фронта и Балтийского флота. Создались условия для тесного взаимодействия двух фронтов — Ленинградского и Волховского.
В районе Ленинграда был осуществлен первый в ходе Великой Отечественной войны прорыв сильно укрепленной обороны противника. Этим был развеян пропагандировавшийся врагом миф о неприступности его укреплений под Ленинградом.
В результате семидневных ожесточенных боев войска Ленинградского и Волховского фронтов, разгромили до семи фашистских пехотных дивизий. Враг потерял только убитыми свыше 13 тыс. солдат и офицеров. Наши войска уничтожили более 250 орудии и 300 минометов, разрушили около 800 укреплений оборонительных сооружений и сбили не менее 100 вражеских самолетов. Они захватили большие трофеи — до 400 орудии и минометов, 500 пулеметов, до 60 тыс. снарядов и мин, 23 разных склада и большое количество других видов вооружения и снаряжения. Среди трофеев был новый немецкий танк «тигр»{476}.
Крупное поражение немецких войск под Ленинградом в январе 1943 г. привело к тому, что расчеты гитлеровцев удушить город-герой голодной блокадой и захватить его окончательно провалились.
Успешное осуществление столь сложной операции свидетельствовало о возросшем военном искусстве командных кадров нашей армии и росте их оперативно-тактического мастерства, о высоком моральном духе советских войск. За проявленный героизм, за отвагу при прорыве блокады [289] Ленинграда около 22 тыс. бойцов и командиров Ленинградского и Волховского фронтов и Балтийского флота были награждены орденами и медалями. 25 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза{477}, среди них Г. И. Заика, И. А. Лапшов, И. М. Макаренков, Д. С. Молодцов, Д. И. Осатюк, Т. С. Пирогов, Н. П. Симоняк. Многие соединения и части за стойкость и мужество были отмечены правительственными наградами. 136-я и 327-я стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада — в 30-ю гвардейскую танковую бригаду. 122-я танковая бригада была награждена орденом Красного Знамени.
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за город Ленина. Отныне инициатива ведения боевых действий под Ленинградом перешла всецело к советским войскам. Правда, немецко-фашистское командование в первой половине 1943 г. сохраняло еще надежду разделаться с Ленинградом. В оперативном приказе ставки вермахта № 5 Гитлер 13 марта 1943 г. писал:
«Во второй половине лета (в начале июля) предполагается провести операцию против Ленинграда. Операция будет проведена при максимальном сосредоточении всей имеющейся в распоряжении артиллерии, с использованием новейшего наступательного оружия. Для этого необходимо заблаговременно начать развертывание артиллерии и создание запасов боеприпасов. Конкретные задачи в связи с этим будут поставлены специальным приказом»{478}.
Но специального приказа так и не последовало. Разгром немцев под Курском и последующее наступление советских войск окончательно похоронили планы гитлеровцев в отношении Ленинграда. [290] Победа под Ленинградом в 1943 г., тесно связанная с остальными операциями наших войск на других участках советско-германского фронта, в значительной степени предопределила окончательный разгром войск группы армий «Север».
Хотя Ленинград все еще находился в осаде, враг стоял у его ворот и продолжал подвергать город артиллерийским обстрелам, прорыв блокады оказал существенное влияние на жизнь и борьбу трудящихся города-героя.
Освобожденная в результате прорыва блокады территория ограничивалась с одной стороны южным берегом Ладожского озера, а с другой — линией фронта. Почти безлесная, болотистая местность на многих участках хорошо просматривалась со стороны противника. Но именно ей, этой небольшой полоске земли, было суждено сыграть важную роль в судьбе осажденного города. Здесь, между Шлиссельбургом и участком Северной железной дороги Назия — Жихарево, решили строить железнодорожную ветку, которая связала Ленинград с Большой землей. Решение о строительстве дороги было принято Государственным Комитетом Обороны 18 января. Вечером того же дня, буквально по следам советских войск, сюда пришла группа инженеров, а на следующий день стали прибывать отряды рабочих. Работы велись днем и ночью. Через три дня по восстановленному перегону со станции Дунай пришел поезд с оборудованием. А на Неве уже развернулось строительство свайно-ледовой переправы. Тысячи людей, расположившихся на льду в палатках, работали днем и ночью. В этих условиях в дно реки было забито три тысячи свай. На скованную льдом Неву легла железнодорожная переправа. Изогнутая по направлению течения, она представляла собою дугу в 1300 м. На левой стороне реки путь врезался в высокий обрывистый берег, что весьма осложняло вождение поездов, но с этим приходилось мириться. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177

© 2001-2002 "Karelkurs"
© 2001-2002  Дизайн: Курилов Сергей
Последнее обновление: 17-03-2002

Hosted by uCoz